Купцов Василий Васильевич

АНТ-20 "Максим Горький"


Год создания: 1934

Размер: 110 х 121

Техника: Холст, масло


«Фантастика будущего» для художников 1920-30-х годов – это мир неограниченных технических возможностей, мир Движения и Скорости. Дирижабли, поезда, автомобили и самолеты часто становились главными героями произведений того времени.

Картина «АНТ-20 «Максим Горький» – самое значительное из немногих сохранившихся произведений Василия Васильевича Купцова. На волне всеобщего интереса к авиации, парашютному спорту, авиамоделизму в 1920-1930-е годы художник считал тему авиации одной из важнейших в изобразительном искусстве и обращался к теме "полетов" неоднократно. Картина написана в 1934 году, в год создания этого самого большого самолета своего времени, предназначавшегося для агитации и пропаганды. 

В октябре 1932 года в группе писателей и журналистов в день 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького родилась идея создать самый большой в мире самолёт, назвав его в честь писателя. Построенный на народные деньги (было собрано около 6 млн. руб.) этот воздушный колосс предназначался для проведения агитационных мероприятий и был оборудован мощной радиоустановкой «Голос с неба», типографией, радиостанциями, фотолабораторией, звуковой киноустановкой для демонстрации фильмов на открытом воздухе, библиотекой и т.п. Кабина пилотов была оснащена новейшими аэронавигационными приборами. Для посадки в самолёт впервые в авиационной практике применён трап, который в убранном положении становился частью пола. В августе 1934 самолёт стал флагманом агитэскадрильи им. М. Горького.

Под крыльями самолета-гиганта, сопровождаемого эскадрильей истребителей и разноцветных парашютов, - Петропавловская крепость и Нева, Стрелка Васильевского острова и здание Адмиралтейства, Зимний дворец и Дворцовая площадь (в то время носившая название Площадь Урицкого). В небо взлетают воздушные шары. По улицам движется праздничная толпа. Город, ярко озаренный лучами солнца, раскрывается с высоты полета «Максима Горького» во всей своей красоте. Купцов был духовным последователем Филонова и страстным пропагандистом аналитического метода. В его картине своеобразно воплотилась филоновская концепция роста формы, где из небольших частичек, выложенных наподобие мозаики, вырастает величественная панорама Петербурга-Ленинграда.

Купцов Василий Васильевич Array

Живописец, график.

Учился в художественно-промышленной школе имени Н. Ф. Фан-дер-Флита в Пскове в 1913—1918, затем — в Свободных художественно-технических мастерских (бывшее училище А. Л. Штиглица) в 1921, во Вхутемасе — Вхутеине в 1922—1926 в Ленинграде. Работал художником в РОСТА в 1918—1921. Член объединения "Круг художников", участник всех его выставок в 1926—1932. Одновременно с 1925 посещал мастерскую "аналитического искусства" П. Н. Филонова.

Kuptsov Vasily

Maxim Gorky ANT-20


Technique: Oil on canvas


The painting “ANT-20 Maxim Gorky” by Vasily Kuptsov is the most significant work among the few ones that have been preserved. On a surge of  general interest to the aviation, parachuting, aircraft modelling in 1920s-30s the artist suggested that the theme of aviation was one of the most important in art and dealt with the flight theme repeatedly. The work was painted in 1934 when the plane ANT-20 Maxim Gorky, the biggest one of that time, was constructed. The plane was supposed to to serve for agitation and propaganda. Under the wings of the gigantic plane escorted by the squadron of fighters and multicoloured parachutes one can see St.Peter and Paul Fortress and the Neva, the Spit of Vasilyevsky island and the Admiralty, the Winter Palace and Palace Square (called at that time Uritsky Square). Kuptsov was a spiritual disciple of Pavel Filonov and an keen propagandist of his analytical art. In a peculiar way the painting represents the Filonov’s conception of growing of the form that suggests that from small parts designed like a mosaic the majestic panorama of St. Petersburg – Leningrad appears.

Kuptsov Vasily

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library