Врубель Михаил Александрович

Богатырь


Год создания: 1898–1899

Размер: 321,5 x 222 (прямоугольник с треугольным верхом)

Техника: Холст, масло


Это произведение явилось прямым продолжением богатырской темы, которая была намечена в панно "Микула Селянинович". Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М. Васнецова, которые художник находил "недостаточно былинными", а также творчество композитора Н. А. Римского-Корсакова. Автору удалось создать монументальный эпический образ богатыря как порождения могучих сил природы. Его фигура занимает всю поверхность холста: "Чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего". Н. Г. Гарин-Михайловский был поражен "страшно мощной и в то же время инертной фигурой с детски голубыми глазами, меньше всего сознающими эту свою силу и так поразительно выражающими ее". Картину, вызвавшую сильное неприятие многих современников, называют теперь шедевром живописца наряду с "Паном", "Царевной-Лебедью" и другими работами.

Врубель Михаил Александрович
1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1905).

Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 - в Академии художеств у П. П. Чистякова (курс не окончил). По совету И. Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).

В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" ("Истина в красоте").

Vrubel Mikhail Alexandrovich

Bogatyr


Creation: 1898–99

Size: 321,5 x 222

Technique: Oil on canvas


Mikhail Vrubel was drawn to the mystery, primordial purity and spirituality of the bylina — a traditional Russian heroic poem. The ancient hero in his decorative attire and his trusty horse are inseparable from their environment — a morose forest closely guarding its secrets.This sensation was possibly even stronger before the first owner, Malich, decided to change the original square format of the picture. The canvas was cut on three sides and inserted into a Gothic frame with an angular top. The artist wrote to his sister in January 1899: “The work is almost finished. I am so delighted by it that I want to risk showing it at the Academy exhibition — if it is accepted. After all, I am an attested decadent. This, however, is a misunderstanding; I believe that my new work will set the record straight.” Mikhail Vrubel’s panel was highly rated by the famous Russian composer Nikolai Rimsky- Korsakov.

Vrubel Mikhail Alexandrovich
1856, Omsk - 1910, St Petersburg
Array

Painter, draughtsman, theatrical designer, applied artist, portraitist, writer of philosophical Symbolist compositions. Studied law at St Petersburg University (1874-79) and art under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-84). Academician of painting (1905). Member of the Abramtsevo circle (from 1889). Contributed to exhibitions (from 1891). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (1895, 1899, 1904), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1900-03, 1906; member from 1900, 1911), 36 Artists (1901, 1902), Union of Russian Artists (1903-10; founding member), Exposition Universelle in Paris (1900; gold medal) and the International Exhibitions in Vienna (1901) and Venice (1907). Designed for Sawa Mamontov''s Russian Private Opera (1890-1901).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library