Врубель М. А.

Богатырь


1898–1899

Холст, масло. 321,5 x 222 (прямоугольник с вырезанной треугольником верхней стороной)

Пост. в 1918 из собрания Е. М. Терещенко, Петроград, ранее — собрание А. П. Смирновой (до 1911?), Москва; М.С.Малича, Москва


В 1890-х Врубель был самой крупной фигурой среди русских символистов в изобразительном искусстве. Он – классический символист, создатель характерных образцов этого направления. …характерные образцы символизма: <…> серия картин, акварелей, майолик с пантеистским мироощущением — «Утро», «Богатырь» (1898, ГРМ, Ж-1837), «Пан» (1899, ГТГ, инв. 1461), «Сирень» (1900, ГТГ, инв. 11054), «Царевна-Лебедь» (1900, ГТГ, инв. Ж-42), — навеянных фольклором, классической литературой и музыкальным театром. Разные по жанрам и темам, они являют спектр возможностей художника-визионера, свободно «пересекающего» время и пространство, в соответствии со своим пророческим даром творящего возвышенные мифы. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 10.

В 1890-х <…> в живописи Врубеля тесно переплелись тенденции символизма и увлечение национально-романтическими исканиями, формированием «нового», «русского стиля» как национального варианта стиля модерн. Художника манила некая архаическая, окрашенная пантеизмом, тревожная и таинственная эпоха вещих птиц и леших, русалок, богатырей и вольных хлебопашцев с ее гармонией естественной жизни — «Пан» (1899, ГТГ, инв. 1461),, «Богатырь», «Морская царевна» (1898, ГРМ, Р-14997), панно «Микула Селянинович» (1896, местонахождение неизвестно). В панно «Микула Селянинович, полотне «Богатырь» его влекли своим «здоровьем», незамутненной чистотой седая старина, архаические эпохи родной истории, своего рода навсегда ушедший «золотой век». Это потребовало выработки нового, непривычного языка живописи, что отпугивало зрителей, критиков и заказчиков. / Там же. С. 11

Год разделяет холсты „Утро“ и „Богатырь“. Если в первом — блеклые тона, нематериальный цвет, то в „Богатыре“ — плотная фактура, насыщенный колорит. „Богатырь“ Врубеля — всецело детище „конца столетия“, по духу и своей образности. <   > Картина принадлежит „неорусскими“ поискам (так в каталоге) в русле стиля модерн, объявшим в конце 1890-х многие сферы культуры. Летом 1897 года Врубель еще „присматривался“ к былинам, а в мае 1898 года уже признался Римскому-Корсакову, что под его влиянием „решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду“. Вместе с тем „Богатырь“ — характерное проявление нового, символистского мировидения с его интересом к мифологии, к „экзотике“ архаических эпох. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 19.

Художник придал герою черты лица И. П. Забелло, своего тестя. Первоначально панно имело квадратный формат (свидетельства Б. К. Яновского и С. П. Яремича, наблюдавших процесс писания картины). Нынешний размер и конфигурацию оно получило в доме М.С.Малича при подгонке под „готическую“ раму. По сообщению И. С. Остроухова, в 1901 (2?) картина была переписана автором (Валентин Серов в переписке, документах интервью. Т. 2. Л., 1989. С. 249). / Там же. С. 281.

Врубелевские панно и скульптуры свободно входят в полифоническую экспрессию „морозовских“ интерьеров Федора Шехтеля; перетекающая, разбухающая, переполняющая саму себя пластика „Богатыря“ (1898) родственна приземистой мощи шехтелевского же портала Ярославского вокзала и архитектурно-скульптурной, „борроминиевской“ энергии парадной лестницы в особняке С. П. Рябушинского. / Владимир Леняшин. Врубель — «скорбь глубочайшего счастья» // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 5.

Эскиз (акварель) — местонахождение неизвестно; в 1902 был в собрании В. О. Гиршмана в Москве.

Это произведение явилось прямым продолжением богатырской темы, которая была намечена в панно "Микула Селянинович". Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М. Васнецова, которые художник находил "недостаточно былинными", а также творчество композитора Н. А. Римского-Корсакова. Автору удалось создать монументальный эпический образ богатыря как порождения могучих сил природы. Его фигура занимает всю поверхность холста: "Чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего". Н. Г. Гарин-Михайловский был поражен "страшно мощной и в то же время инертной фигурой с детски голубыми глазами, меньше всего сознающими эту свою силу и так поразительно выражающими ее". Картину, вызвавшую сильное неприятие многих современников, называют теперь шедевром живописца наряду с "Паном", "Царевной-Лебедью" и другими работами.

 

    Мастер-класс по пластилиновой живописи

 

«Два богатыря». Васнецов и Врубель. Онлайн-курс «Я и картина» (16:42)

 

 

Творческая мастерская "Конь богатырский". Онлайн-курс «Я и картина» (2:42)

 

Врубель Михаил Александрович
1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1905).

Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 - в Академии художеств у П. П. Чистякова (курс не окончил). По совету И. Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).

В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" ("Истина в красоте").

Vrubel M. A.

Bogatyr


1898–1899

Oil on canvas. 321.5 x 222 (rectangle with triangular top)


Mikhail Vrubel was drawn to the mystery, primordial purity and spirituality of the bylina — a traditional Russian heroic poem. The ancient hero in his decorative attire and his trusty horse are inseparable from their environment — a morose forest closely guarding its secrets.This sensation was possibly even stronger before the first owner, Malich, decided to change the original square format of the picture. The canvas was cut on three sides and inserted into a Gothic frame with an angular top. The artist wrote to his sister in January 1899: “The work is almost finished. I am so delighted by it that I want to risk showing it at the Academy exhibition — if it is accepted. After all, I am an attested decadent. This, however, is a misunderstanding; I believe that my new work will set the record straight.” Mikhail Vrubel’s panel was highly rated by the famous Russian composer Nikolai Rimsky- Korsakov.

Vrubel Mikhail Alexandrovich
1856, Omsk - 1910, St Petersburg

Painter, draughtsman, theatrical designer, applied artist, portraitist, writer of philosophical Symbolist compositions. Studied law at St Petersburg University (1874-79) and art under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-84). Academician of painting (1905). Member of the Abramtsevo circle (from 1889). Contributed to exhibitions (from 1891). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (1895, 1899, 1904), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1900-03, 1906; member from 1900, 1911), 36 Artists (1901, 1902), Union of Russian Artists (1903-10; founding member), Exposition Universelle in Paris (1900; gold medal) and the International Exhibitions in Vienna (1901) and Venice (1907). Designed for Sawa Mamontov''s Russian Private Opera (1890-1901).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library