Малевич К. С.

Автопортрет (Художник)


1933

Холст, масло. 73 x 66

Пост.: 1935 приобр. у автора (Ленинград)


В поздних работах художника, особенно в портретах, очевидно нарастающее тяготение к фигуративности, на первый взгляд, вынужденное, на самом же деле внутренне не противоречащее мироощущению Малевича, который «в глубине души всегда оставался классиком». В «Автопортрете» Малевич изображает себя в костюме итальянского дожа. Живописные приемы адресуют нас к фрескам Ренессанса и иконным традициям Древней Руси. Художник подчеркивает сдержанное выражение лица, величественность позы и непривычный жест руки, более естественный в изображении иконописного святого, нежели в автопортрете. Все эти детали преднамеренны, они возвеличивают образ. Не случайно Малевич на обороте холста сделал надпись — «Художник». (О. Ш.). Русский портрет. ХХ век. СПб, 2001. С. 220.

На «Автопортрете» 1933 года с авторским названием«Художник» Малевич изобразил себя в костюме итальянского дожа — одеяние Реформатора с геометричной структурой и характерным чередованием белого, чёрного, красного и зелёного цветов. Жест руки, словно удерживающей на ладони невидимый геометрический объем, — завет потомкам, ключ к пониманию супрематизма, признающего опорожнённый от предметов мир как подлинную реальность.

«Художник открывает мир и являет его человеку… быть художнику среди вещей необходимо, ибо через него открывается новое видение, новая симметрия природы, он находит (как принято называть) красоту…» , — провозгласил Малевич в торжественных строках своей оды «Художник», написанной в начале 1920-х годов.

Именно так он изображает себя в последнем автопортрете — Творцом, носителем высшего знания и высшей воли, Демиургом, диктующим миру свой закон, Художником, неподвластным неразумным силам исторического времени, выпавшего на его земную долю. Он, словно наперекор внутренним творческим сомнениям и противоречиям, человеческому несовершенству и жизненным бедам, утверждает свое право на посмертный, обращенный к потомкам миф.

Малевич ушел из жизни в мае 1935 года. Прощание и похороны, организованные его учениками и друзьями, представляли собой последнюю публичную акцию супрематизма в Советской России. В зале Ленинградского Объединения Союза Советских Художников во время прощания была организована выставка, и Хармсом были прочитаны стихи. По Невскому проспекту (тогда проспекту 25 Октября) прошло траурное шествие: на открытой платформе грузовика с Черным квадратом на капоте был установлен супрематический саркофаг. После кремации в Москве, урну с прахом Малевича погребли в деревни Немчиновка, вблизи одинокого дуба.

Над захоронением «Казимира Великого», «Председателя Мирового Пространства» был установлен памятник, спроектированный Николаем Суетиным, — куб с Черным квадратом.

Малевич Казимир Северинович
1879, Киев, Украина – 1935, Ленинград

Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог.

Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927).

В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма

Malevich K.S.

Self-Portrait (Artist)


1933

Oil on canvas. 73 x 66

Received in 1934 from the artist, Leningrad


In this Self-Portrait from 1933, which Malevich titled Painter, the artist presents himself in the typical costume of an Italian Doge, which was the name given to the leaders of the maritime republics of Venice and Genoa. It is a costume with a rather geometric structure, and which combines the colors of black, white, red and green.

The positioning of his hand, as though he were holding an invisible book, sends a message to his successors and illustrates the key to gaining an understanding of Suprematism, in which true reality is a world without objects.

In a literary piece from the early 1920s, titled Painter, Malevich wrote the following epilogue: “The painter describes a world and shows it to the observer. The painter needs to be surrounded by things, because through him it is possible to discover new visions; a new symmetry in nature. The painter finds what we customarily refer to as ‘beauty’”.

In this, his final self-portrait, Malevich presents himself as the Creator, the bringer of higher knowledge and liberty; a demiurge who governs the world according to his own rules; a painter who refuses be controlled by the irrational forces of the historical period in which he finds himself. As if to counter his own doubts and internal creative contradictions, his human imperfection and the miseries he experienced over the course of his life, Malevich is asserting his right to establish a posthumous myth of himself for his successors.

Malevich died in May 1935. His funeral ceremony and burial, organized by his followers and friends, constituted the last public act of Suprematism in Soviet Russia. The ceremony took place at the St Petersburg Union of Artists, where an exhibition of artworks took place while the satirical writer Daniil Ivanovich Kharms read poems. The funeral procession took place on Nevsky Prospect, which was then known as the 25th of October Prospect. Malevich’s coffin, which was designed in the Suprematist style, was laid on the open bed of a truck, with his Black Square painting displayed on the truck’s hood. After his cremation in Moscow, the urn containing Malevich’s ashes was buried in the village of Nemchinovka, near a solitary oak tree.

Above the final resting-place of Kazimir Malevich, the self-styled “President of the Universe”, a tombstone was laid. It was designed by Nikolai Suetin, and was in the shape of a cube, decorated with the image of the painter’s Black Square.

Malevich Kazimir Severinovich
1878, Kiev - 1935, Leningrad

Painter, graphic artist, writer on art, portraitist, landscapist, abstractionist. Studied at the Kiev School of Art (1895-1896) and Fyodor Roehrberg's studio in Moscow (1906-1910). Contributed to exhibitions (from 1905). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (from 1907), Donkey's Tail (1912), Target (1913), Der Blaue Reiter (1912), Salon des Independants (1914), Tramcar V. First Futurist Exhibition (1915) and 0,10. Last Futurist Exhibition (1915-1916). Designed the sets and costumes for the Futurist opera "Victory Over the Sun" (1913). Member of the Union of Youth (1910) and Jack of Diamonds (1910, 1916). Founded the AFFIRMES OF THE NEW ARTgroup (1920). Worked for Department of An People's Commissariat of Education (1918-1919). Director of the Museum/Institute of Artistic Culture in Petrograd/Leningrad (1923-1926). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library