Петров-Водкин К. С.

Мать


Вариант картины

1915

Холст, масло. 107 x 98,5

Пост.: 1936 приобр. у автора (Ленинград) через ГЗК


На первый взгляд, сюжет картины «Мать», созданной в 1915 году, кажется простым и обыденным. Молодая женщина кормит ребенка в бедной крестьянской избе, где в маленьком окошке виден деревенский пейзаж. Однако здесь проявляется интересная особенность, свойственная Петрову-Водкину — это умение соединить конкретную будничную обстановку с вечным и прекрасным, связать земное и небесное. Художник так поднимает образ женщины над земным бытом, что интерьер избы, предметы обихода выступают лишь как обрамление к нему. Так же как в древнерусском искусстве, к традициям которого обращается художник, в его картине нет временных рамок, в ней воплощена идея вечной непреходящей ценности и красоты материнства. Не случайно это полотно приобрело и другое, чаще употребляемое название "Деревенская мадонна". О связи со священным образом говорят и традиционные сине-красные одежды Богородицы и «иконное» расположение фигуры. Красноречив и пустой киот в красном углу за спиной матери — ведь она сама являет собой «воплотившуюся» Богородицу, современную Марию, сошедшую с иконы в реальный мир. Так окончательно оформилась специфическая двойственность видения художником темы матери и ребенка — как одновременно сакрального образа и бытовой сцены.

Художник разработал новую колористическую систему, построенную на использовании трех основных цветов — красного, синего и желтого, что ощутимо в живописном решении полотна. Пространственное построение напоминает о теории сферической перспективы, которую художник последовательно развивал в самых разных жанрах, преимущественно в натюрморте.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Живописец, график, теоретик искусства, писатель.

Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.

 

Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).

Petrov-Vodkin K.S.

Mother


Вариант картины

1915

Oil on canvas. 107 x 98,5


Kuzma Petrov-Vodkin was particularly interested in national roots, ideals and traditions in the mid-1910s, at the start of the First World War. Mother is based on a life motif, transformed by the master’s own personal vision. The outer appearance of the young peasant woman breast-feeding her baby grows into an image of the Madonna and Child, full of divine grace. The monumental figurative structure of the painting is intensified by the sonorous tones and dominant reds, the favourite colour of the Russian people.

Petrov-Vodkin Kuzma Sergeyevich
1878, Khvalynsk (Saratov Province) - 1939, Leningrad

Painter, graphic artist, writer on art, history painter, portraitist. Studied at the Baron Stieglitz Central School of Technical Drawing (1895-97), under Abram Arkhipov and Valentin Serov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1897-1904), at Anton Aube''s school in Munich (1901) and private academies in Paris. Contributed to exhibitions (from 1898). Contributed to the Salon d''Automne (1906-07, 1908), Sergei Makovsky Salon (1909), Union of Russian Artists (1909, 1910), Golden Fleece (1909), Union of Youth (1910), World of Art (191124), Second Post-Impressionist Exhibition (1912), First Free Exhibition of Works of Art (1919), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1928), Four Arts (1925-29), World Exhibition in Brussels (1910) and the International Exhibitions in Rome (1911), Malmo (1914) and Venice (1924, 1928). Taught at the Elizaveta Zvantseva School of Painting and Drawing in St Petersburg (1910-15) and the Free Art Studios/Academy of Arts (1918-38). Honoured Artist of Russia (1930).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library