Пуни И. А.

Натюрморт с буквами. Спектр бегство


1919

Холст, масло. 124 x 127


В „Натюрморте с буквами. Спектр бегство“ вербальная основа образного решения очевидна. В слове „бегство“ буквы беспорядочно разбегаются, в слове „спектр“ — возникают на поверхности холста подобно тому, как расширяется направленный луч прожектора, а слово „форм“ с утроенной буквой „м“ рождает ощущение протяженности. Позднее на своей персональной выставке в галерее „Штурм“ в Берлине (1921) Пуни в новом варианте повторил этот пластический ход, инсталлировав слово „Бегство“ на стенах выставочного зала. Повторил он тогда и саму работу, которую не смог вывезти из России.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 338.

Пуни Иван Альбертович (Жан Пуни)
1894, Куоккала, Финляндия – 1956, Париж

Живописец, график, художник театра, книжный иллюстратор, автор статей по искусству.

Родился в Куоккале (Финляндия). Учился в военной школе в Петербурге (1900–1908). Посетил Италию и Францию, занимался в академии Р. Жюльена в Париже (1910–1912). Участник выставок: «Союза молодежи» (1912–1913), «Бубновый валет» (1916, 1917). В 1912 в Москве сблизился с футуристами Д. Бурлюком, В. Маяковским, В. Хлебниковым. В 1913 вновь отправился в Париж, где увлекся кубизмом, выставлял свои работы в Салоне Независимых.

Творческая манера Пуни утвердилась в красочно-декоративных, кубистических и фовистских натюрмортах, в супрематических контррельефах с реальными инструментами типа молотка или пилы. В 1915 вместе с женой, К. Пуни-Богуславской, организовал в Петрограде выставки «Первая футуристическая картин "Трамвай В"» (1915), «Последняя футуристическая картин "0, 10"» (1915–1916), в которых участвовали виднейшие художники-авангардисты – футуристы, беспредметники. В январе 1916 вместе с К. С. Малевичем провел конференцию по современному искусству в зале Тенишевского училища в Петрограде. К этому же времени относится создание беспредметных произведений, близких к работам Малевича, а также жанровых картин и портретов. После революционных событий Пуни активно занимался организационно-творческой работой: был одним из учредителей союза «Свобода искусству» (1917), в 1918 стал профессором петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских, участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первомайским торжествам и годовщине Октябрьской революции, работал на Государственном фарфоровом заводе, выполнил проект печати для Совнаркома. Преподавал в Витебском художественно-практическом институте под руководством М. З. Шагала (1919). Эмигрировал в Берлин (1921), с 1923 жил и работал в Париже. Общался с художниками современных направлений – Ф. Леже, А. Марке, А. Озанфаном, Дж. Северини. Пережил увлечение конструктивизмом, дадаизмом, кубизмом. Работал для театра «Фоли Бержер». Выпустил книгу «Современная живопись» (1923), где подверг резкой критике беспредметное искусство. В последующем творчестве отошел от крайних, эпатажных форм авангарда и писал картины, большей частью пейзажи и натюрморты, в живописно-импрессионистической манере. Позднее, в  конце 1940-х – середине 1950-х – «мозаичные», составленные чистым цветом живописные композиции. Творчество Пуни, на некоторое время ушедшее из поля зрения критиков и историков искусства, вновь было открыто в 1970-х благодаря возросшему интересу к искусству авангарда. Сегодня произведения художника по праву занимают самые престижные места в экспозициях и коллекциях солидных музеев России, Европы, Америки. 

Puni I.A.

Still-Life with Letters Spectrum Flight


1919

Oil on canvas. 124 x 127


Still-Life with Letters. Spectrum Flight (1919) clearly reflects the influence of Suprematism on the art of Jean Pougny. Pougny’s Suprematism, however, was something of a compromise. The formulatory basis of Suprematism united in his oeuvre with reality, a reminder of which are various objects, words, fragments of words and details from everyday life. The word form, with its treble m, evokes the idea of extension. Pougny later repeated this plastic manoeuvre at his one-man show at the Galerie Der Sturm in Berlin (1921), when he installed the word Flight on the walls of the exhibition hall. He repeated the work at the same time for he was unable to take it abroad.

Puni Ivan Albertovich (Pougny Jean)
1894, Kuokkala (Finland) - 1956, Paris

Painter, graphic artist, theatrical designer, illustrator, writer on art. Studied at the Military Academy in St Petersburg (1900-1908). Visited Italy and France and studied at the Academic de Rodolphe Julian in Paris (1910-1912). Contributed to the exhibitions of the Union of Youth (1912-1913), Salon des Independants (1913, 1914), Jack of Diamonds (1916-1917) and the Four Arts (1928). Helped to curate the Tramcar V. First Futurist Exhibition (1915) and 0,10. Last Futurist Exhibition (1915-1916). Taught at the Petrograd Free Art-Studios (1918) and under Marc Chagall at the Vitebsk School of Art (1919). Emigrated to Berlin (1921) and Paris (1923). Awarded the Legion d'honneur (1946). Contributed to exhibitions in France, Austria, Italy, Japan, Mexico and the United States. 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library