Пластов Аркадий Александрович

Полдень


Год создания: 1961

Размер: 174 х 231

Техника: Холст, масло


Практически все картины Аркадия Пластова посвящены жизни крестьян.  Пройдя обучение  в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914-1917) Пластов вернулся в родную деревню Прислониха Симбирской губернии (ныне - Ульяновская область) и посвятил свое творчество ее жителям. Художника всегда интересовала пластическая сторона живописи (недаром он учился на скульптурном отделении), но прежде всего живопись сама по себе как некая материальная субстанция, с помощью которой можно передать реальность истинной, природной материи.

В картине "Полдень" вибрирует и дышит каждый мазок, насыщенный цветом и светом. Сюжет ее, как всегда у Пластова, прост, выхвачен из жизни. В знойный день мужчина и женщина подъехали на мотоцикле к колодцу и умывают прохладной водой свои разгоряченные солнцем лица, а в воде, в глубине колодца сверкает само солнце и оно же отраженными бликами отпечатывается на их лицах, одеждах, травах.

Подобная драгоценной ткани, живописная поверхность холста соткана из тысяч разнообразных мазков. Органное звучание красок, неуловимо сложные переливы света, напряженная игра контрастов – все подчинено выражению радости и полноты человеческого существования. Зенит дня, зенит жизни природы – зенит человеческой жизни. Вневременная тема искусства. И хотя современная художнику действительность обозначена характерной деталью – мотоциклом, чей железный корпус просматривается сквозь кружево зеленой травы, – она, эта действительность, как бы не имеет отношения к живописной правде холста. Продолжая традиции русского романтизма XIX века, и, прежде всего, Брюллова и Венецианова, Аркадий Пластов раскрывает в «Полдне» идею гармоничного слияния человека и природы. И делает это с покоряющей свободой на материале простой, обыденной жизни, но с той подлинной значимостью, которая отличает высокие произведения искусства.

Пластов Аркадий Александрович
1893, село Прислониха Симбирской губернии – 1972, село Прислониха Ульяновской области
Array

Живописец, график.

Учился в Симбирской духовной семинарии (1908–1912) у Д. И. Архангельского; вольнослушатель  Строгановского центрального художественно-промышленного училища (1912–1914); занимался живописью, пользуясь советами Ф. Ф.  Федоровского; учился на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914–1917) у С. М. Волнухина; посещал живописные мастерские Л. О. Пастернака, А. Д. Корина, А. М. Васнецова, А. С. Степанова. Участник выставок с 1921. Народный художник СССР (1962).

Plastov Arkady Alexandrovich

Noon


Creation: 1961

Size: 174 х 231

Technique: Oil on canvas


Almost all the paintings by Arkady Plastov are devoted to the life of peasants. Having studied at the Stroganov Central College of Art and Industry (1912-1914) and the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1914-1917) Plastov returned to his home village of Prislonikha in the Province of Simbirsk (Nowadays - the Ulyanovsk region) and devoted his works to its people. Each stroke of the painting is trembling and full of colour and light. The subject of the picture is taken from life as is usual for the artist. On a hot day a man and a woman have ridden by motorcycle to the well and are washing their flushed warm faces with the cool water and in the depth of the well the sun itself is shining and its reflections are falling on their faces, clothes and the grass.

Like a precious cloth the painted surface of the canvas is woven from thousands of different strokes. The harmony of paints, complicated and subtle play of light, sharp contrasts - all these are subordinated to the expression of joy and fullness of human existence. The midday, the Nature at its zenith and the peak of the human life – it is a timeless theme of art. And though the contemporary reality is marked by a characteristic feature – a motorcycle whose iron frame can be seen through the lace of green grass - this reality bears no relation to the essential qualities of the painted canvas.

Arkady Plastov continued the traditions of Russian Romanticism and first of all of Brullov and Venetsianov. In his works Plastov revealed the idea of harmonious merging of a man with nature. The artist does it freely using the material of simple life but he gives to it real significance, which marks the true work of art.

Plastov Arkady Alexandrovich
1893, Priskmikha (Simbirsk Gubernia) - 1972, Prislonikha (Ulyanovsk Gubernia)
Array

Painter, graphic artist. Studied under Archangelsky at the Simbirsk Theological College (1908-1912), at the Stroganov School of Art and Industry (1912-1914, occasional student), advised by Fyodor Fedorovsky (1914-1917) and studied sculpture under Sergei Volnukhin at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture and painting under Leonid Pasternak, Alexei Korin, Apollinary Vasnetsov and Alexei Stepanov in studios. Contributed to exhibitions (from 1921).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library