Смолин П. А., Смолин А. А.

Полярники


1961

Холст, масло. 157 х 294

Пост, в 1968 через МК СССР


Эта картина братьев Смолиных стала визитной карточкой целого направления в советском искусстве конца 1950-х — начала 1960-х годов, именуемого „суровый стиль“. Молодые художники послевоенного поколения выступили на крупных московских выставках тех лет с работами, в которых современный человек изображался без прикрас в аскезе трудовых будней. Их герои напрямую обращались к зрителю с полотен, по форме и размеру приближенных к монументальным настенным росписям, провоцируя состояние сопричастности, сопереживания. Человек „сурового стиля“ пребывал в состоянии романтического противостояния, борьбы с внешними обстоятельствами, сопротивляющейся, враждебной природой, с собственными слабостями. Внимание художников часто привлекали люди экстремальных профессий, чьи образы позволяли раскрыть этот конфликт особенно ярко.

„Полярники“ были написаны после поездки на север 1961 года. Художники посетили тогда Новую Землю и острова Карского моря. Их персонажи — воплощение образа „физика“, который был истинным героем своего времени. Самоотверженный ученый, за „суровой“ маской отрешенной сосредоточенности он скрывает богатство движений души. Он пренебрегает личной жизнью, благополучием, здоровьем ради научного труда во имя общественного блага и прогресса. Законодатели определенного стиля жизни в духе брутальной романтики Хемингуэя, „физики" были неоднократно воспеты в кино, литературе, изобразительном искусстве. „Полярники“ Смолиных — одно из выдающихся произведений этого ряда. // Любовь Шакирова. Большая картина. СПб., 2006.  С. 276.

Смолин Пётр Александрович
1930, Москва – 2001, там же

Живописец; Заслуженный художник РСФСР (1981); член-корреспондент Российской академии художеств (1997).

П. А. Смолин родился в 1930 году в Москве. Учился в Московской средней художественной школе (1944—1951). Окончил Московский государственных: художественный институт им. В. П. Сурикова (1957) по мастерской Ф. А. Модорова. Автор преимущественно жанровых картин и пейзажей. Член Московской организации Союза художников РСФСР с 1958 года. Участник художественных выставок с 1955 года. Основные произведения: ‹Выходной день на целине» (1954-1955), «У причала» (1955), «Рабочие Суэцкого каналы» (1956), «1941 год» (1957. Серебряная медаль 6-ого фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году).
Работал в соавторстве с братом Александром Александровичем Смолиным (1927–1994) с 1958 года. Основные произведения, созданные ими в соавторстве: триптих «Колхозницы Дагестана» (1958—1960)‚ «Полярники» (1960), «Зверобои» (1961), «На границе» (1963)‚ «Стачка» (1964), «Таджикский пейзаж» (1964), «Голуби» (1972), триптих «Фашизм» (1973—1974), «Мать и дочь» (1978), «Салют» (1980), «Карусель» (1991).

Smolin P.A., Smolin A.A.

Полярники


1961

Oil on canvas. 157 х 294


Эта картина братьев Смолиных стала визитной карточкой целого направления в советском искусстве конца 1950-х — начала 1960-х годов, именуемого „суровый стиль“. Молодые художники послевоенного поколения выступили на крупных московских выставках тех лет с работами, в которых современный человек изображался без прикрас в аскезе трудовых будней. Их герои напрямую обращались к зрителю с полотен, по форме и размеру приближенных к монументальным настенным росписям, провоцируя состояние сопричастности, сопереживания. Человек „сурового стиля“ пребывал в состоянии романтического противостояния, борьбы с внешними обстоятельствами, сопротивляющейся, враждебной природой, с собственными слабостями. Внимание художников часто привлекали люди экстремальных профессий, чьи образы позволяли раскрыть этот конфликт особенно ярко.

„Полярники“ были написаны после поездки на север 1961 года. Художники посетили тогда Новую Землю и острова Карского моря. Их персонажи — воплощение образа „физика“, который был истинным героем своего времени. Самоотверженный ученый, за „суровой“ маской отрешенной сосредоточенности он скрывает богатство движений души. Он пренебрегает личной жизнью, благополучием, здоровьем ради научного труда во имя общественного блага и прогресса. Законодатели определенного стиля жизни в духе брутальной романтики Хемингуэя, „физики" были неоднократно воспеты в кино, литературе, изобразительном искусстве. „Полярники“ Смолиных — одно из выдающихся произведений этого ряда. // Любовь Шакирова. Большая картина. СПб., 2006.  С. 276.

Smolin Pyotr Alexandrovich
1930, Moskow – 2001, Moskow

Painter; master of genre paintings, landscapes and still lifes. Studied at the Moscow Secondary School of Art (1944–1951) and the Vasily Surikov Institute of Art in Moscow (1951–1957). Contributed to exhibitions (from 1954). Member of the Moscow Union of Artists (1958). Worked together with his brother Alexander Smolin (from 1958). Honoured Artist of the RSFSR (1981); corresponding member of the Russian Academy of Arts (1997).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library