Серов В. А.

Портрет Александра III с рапортом в руках


1900

Холст, масло. 160 х 107

Пост. в 1934 из Государственного Исторического музея, Москва; ранее — собрание 12-го гренадерского Астраханского императора Александра III полка, Москва


Александр III Александрович (26 февраля / 10 марта 1845, Санкт-Петербург − 20 октября / 1 ноября 1894, Крым) − второй сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. До смерти своего старшего брата Николая (1865) не являлся наследником престола и готовился к военной карьере. Вступил на престол в марте 1881 года после трагической гибели отца, убитого террористами. Проводил консервативную внутреннюю политику, которая определялась его намерением, закрепив позитивные результаты либеральных реформ, предотвратить наступление в России революционного хаоса. Внешняя политика России отличалась миролюбием и делала ее гарантом международной безопасности. Был страстным собирателем произведений искусства. Его коллекции легли в основу Русского музея императора Александра III в Петербурге. Царствовал с 1/13 марта 1881 по 20 октября / 1 ноября 1894.

400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 109.

Александр III (1845-1894), российский император (1881-1894). Сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Не будучи по рождению наследником, готовился главным образом к военной деятельности. Цесаревичем стал после смерти в 1865 году старшего брата Николая. Наибольшее влияние имел на наследника и в годы его правления обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев. После вступления на престол в результате убийства отца провел ряд так называемых контрреформ. Усилил роль полиции, местной и центральной администрации, цензуры, ограничил функции земств, упразднил университетскую автономию. После завершения присоединения к России Средней Азии в 1885 году все время царствования Александра III носило миролюбивый характер, в результате чего в дореволюционной литературе он именовался Миротворцем. Среди предметов его увлечения были история, живопись, музыка – императору принадлежала инициатива создания Русского исторического общества, его имя было присвоено первому государственному собранию отечественного изобразительного и прикладного искусства – Русскому музею, основанному в 1895 и открытому для  публики в 1898 году. 

Серов Валентин Александрович
1865, Петербург – 1911, Москва

Живописец, график.

Академик Императорской Академии художеств (с 1898).
Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Серова. Учился у И. Е. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Чистякова (1880-1885, не окончил). Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Участник Абрамцевского художественного кружка, член Товарищества передвижных художественных выставок, "Мира искусства", других объединений. Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Посетил Голландию, Бельгию, Германию, Францию, Грецию, Италию, Испанию. Блестящий портретист, пейзажист, автор исторических и жанровых картин. Возродил в искусстве обстановочный портрет - портрет-картину. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией.

Serov V.A.

Portrait of Alexander III


1900

Oil on canvas. 160 х 107


Alexander III (the Peacemaker; 1845–1894) was the second son of Emperor Alexander II and Maria Alexandrovna, née Princess Maria of Hesse and by Rhine of Darmstadt. Before the death of his older brother Nikolai (1865) he was not in line for the throne and was preparing for a military career. In 1866 he married the Danish princess Dagmar, daughter of King Christian IX, who was christened Maria Fyodorovna when she converted to the Russian Orthodox religion. He came to the throne in March 1881 after the tragic death of his father, who was killed by terrorists. He conducted a conservative domestic policy which revealed that his main intention, having reversed the positive results of the liberal reforms, was to stave off the beginning of a period of revolutionary chaos in Russia. There was an increase in censorship, new regulations were introduced in universities, there were restrictions on autonomy, and the position of land captain was established in rural districts, aimed at securing the pre-eminence of the gentry in the social hierarchy. National politics were characterised by an attempt to prioritise a cohesive internal trajectory for a polyethnic Russia in place of a plethora of ethnic Russians.

The stabilization of the political situation created the prerequisites for an impressive economic and cultural emergence. The budgetary deficit caused by the construction of the Trans-Siberian Railway was overcome, the military was rearmed, the Black Sea fleet was reinstated, and a network of Parish Church Schools and professional-technical schools was organised to meet the new needs of industrialisation. Russia’s foreign policy was notable for its peacefulness and ensured international security. Giving state and personal support to museums, he established cultural centers in both capitals and in the provinces and was a passionate collector of art. His collections laid the foundations for the Emperor Alexander III Russian Museum in St. Petersburg.

Serov Valentin Alexandrovich
1865, St Petersburg - 1911, Moscow

Painter, graphic artist, teacher, portraitist, landscapist, history painter. Son of the composer Alexander Serov. Studied under Ilya Repin in Paris and Moscow (1874-75, 1878-80) and under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-85). Academician of painting (1898), full member of the Imperial Academy of Arts (1903-05). Member of the Abramtsevo circle (from the 18705). Contributed to exhibitions (from 1889). Contributed to the exhibitions of the Society of Travelling Art Exhibitions (1890-99; member from 1894), Munich Sezession (1896, 1898,1899; member from 1899), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1896-1906, member from 1900; 1911-12, founding member), Berlin Sezession (1903), Exhibition of Historical Russian Portraits at the Tauride Palace in St Petersburg (1905), Union of Russian Artists (1905-10; member from 1903), Sergei Makovsky Salon (1909), Exposition Universelle in Paris (1900, grand prix), International Exhibitions in Munich (1909), Vienna (1902), Venice (1907), Brussels (1910) and Rome (1911) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1906, 1910), Berlin (1906) and Vienna (1908). Member of the board of the Tretyakov Gallery. Taught at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1897-1909). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg and Sergei Diaghilev''s Saisons Russes (from 1886).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library