Шухаев Василий Иванович

Автопортреты (Арлекин и Пьеро)


Год создания: 1914

Размер: 210 x 142

Техника: Холст, масло


Шухаев и Яковлев вошли в объединение „Мир искусства“ как представители неоклассицизма. В картине „Арлекин и Пьеро“ они возрождают форму классического портрета, из старого искусства заимствованы также академически четкий рисунок, светотеневая моделировка форм, локальность цвета, бесфактурная кладка мазка.

В начале 1910-х годов Шухаев и Яковлев выступали в „Доме интермедий“ в Петербурге в пантомиме А. Шницлера „Шарф Коломбины“. Яковлев — в роли Арлекина, Шухаев — в роли Пьеро. Их двойной автопортрет — своеобразное воспоминание об увлечении театром. Картина долгие годы не выставлялась, так как не была закончена. В 1962 Шухаев дописал некоторые детали. В том же году она экспонировалась на его персональной выставке в Академии Художеств в Ленинграде.


Методические материалы на образовательном портале "Здравствуй, музей".

Шухаев Василий Иванович Array

Живописец, график, художник театра.

Родился в Москве. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве (1897–1906), в Высшем художественном училище при Академии художеств (1906–1912) у Д. Н. Кардовского. Наравне с А. Е. Яковлевым, яркий представитель школы Кардовского. В их творчестве нашло отражение новое для тех лет направление – неоклассицизм. Пенсионеры Общества поощрения молодых художников в Риме (1913–1914), в Италии они совместно изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный «Арлекин и Пьеро». Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в 1910-х, а Шухаев только в 1962. Художник изобразил себя в виде Пьеро. Точный академический рисунок, гладкая живопись, симметричная композиция полотна были своеобразной реакцией на эксперименты, происходившие в искусстве тех лет. Театральность и ретроспективизм его произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства», в выставках которого художник принимал участие. Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», одним из организаторов и участников которого Шухаев стал в 1917. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства художника. В дореволюционные годы попробовал силы и в монументальной живописи. Был приглашен для работы над росписями церкви Николая Мирликийского в Бари и Казанского вокзала в Москве, однако начавшаяся Первая мировая война помешала осуществлению этих планов. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октября. Проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). Преподавал в Новой художественной мастерской в Петрограде (с 1915), в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица. Профессор Высшего художественного училища при Академии художеств–Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1917–1920). В 1921–1935 жил в Париже. Здесь открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). В Париже создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн; писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. С 1920-х иллюстрировал книги. В 1932 предпринял поездку в Марокко. Привезенные оттуда этюды послужили материалом для создания целой серии работ. В 1935 вернулся на родину. Работал в театре и в монументальном искусстве, преподавал. В 1937 был сослан в Магадан, где провел десять лет. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. По возвращении из ссылки поселился в Тбилиси. Стал профессором Тбилисской Академии художеств, занимался живописью. Наибольшую известность снискали его портреты С. Т.  Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры.

Shukhayev Vasily Ivanovich

Self-Portraits (Harlequin and Pierrot)


Creation: 1914

Size: 210 x 142

Technique: Oil on canvas


Vasily Shukhayev and Alexander Yakovlev were the representatives of Neoclassicism in the World of Art. Harlequin and Pierrot resurrects the form of the classical portrait, with its academically distinct drawing, chiaroscuro modelling of form, local colours and textureless application of the paint. In the early 1910s, the two artists performed in Arthur Schnitzler’s pantomime Colombine’s Scarf at the House of Interludes in St Petersburg. Yakovlev played the part of Harlequin and Shukhayev was Pierrot. This double self-portrait records their interest in the theatre. For a long time, the picture was unfinished and therefore not exhibited. In 1962, Shukhayev finally completed several details and the painting was exhibited that same year at his one-man show at the Academy of Arts in Leningrad.

Shukhayev Vasily Ivanovich Array

Painter, graphic artist, theatrical designer. Studied at the Stroganov Central School of Art and Industry in Moscow (1897-1906) and under Dmitry Kardovsky at the Imperial Academy of Arts (1906-12). Fellow of the Society for the Encouragement of Artists in Rome (1913-14). Contributed to the exhibitions of the New Society of Artists (1915, 1917), World of Art (1918), First Free Exhibition of Works of Art (1919), International Exhibitions in Rome (1924) and Pittsburgh (1925-27) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1921, 1927) and New York (1924). Taught at the New Studio of Art (from 1915). Professor of the Academy of Arts/Petrograd Free Art Studios (1917-20). Designed for theatres (from 1918). Lived in Finland and France (1920-35). Illustrated books (from 1920). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library