Гончарова Наталия Сергеевна

Беление холста


Год создания: 1908

Размер: 119 х 97

Техника: Холст, масло


Около 1907 Гончарова была одной из первых среди молодых русских художников, противопоставивших импрессионизму свою экспрессивную живопись. Ее влекла острая характерность непрофессионального искусства: детского рисунка, народных картинок-лубков, расписных провинциальных вывесок. Неопримитивизм для нее был путем в сферу чистой художественной интуиции. Она обратилась к мотивам жизни крестьянства, в ее трактовке лишившихся традиционных для национальной живописи социальных оценок. Художница питала интерес к "от века" повторяющимся занятиям – белению холста, сбору урожая, стирке белья. Лишенные повествовательности и "вневременные", эти сцены с самоуглубленными, как бы священнодействующими героями воспринимаются как идущий из древности ритуал. Этому ощущению способствуют утяжеленные и упрощенные формы фигур, рук, ног персонажей, в чем сказалось увлечение художницы архаической пластикой скифов. Крестьяне в нарядных и ярких южнорусских одеждах воспринимаются в картине как ожившие скифские скульптуры с их загадочными и невозмутимыми ликами. 

Гончарова Наталия Сергеевна
1881, д. Нагаево Тульской губ. – 1962, Париж
Array

Живописец, график, художник театра, иллюстратор книг.

Родилась в деревне Нагаево (Тульская губерния). Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1909) на скульптурном отделении у П. П. Трубецкого. Живописью занималась самостоятельно, посещала мастерскую К. А. Коровина, пользовалась советами М. Ф. Ларионова. Писала импрессионистические пейзажи (1901–1906), развивала принципы неопримитивизма (1906-1911), восприняв традиции иконы, лубка и вывески. В этот период ее живописи преобладала крестьянская и религиозная тематика. С 1911 работала в духе футуризма. Вместе с  Ларионовым разработала теорию одного из направлений абстрактной живописи – лучизма. Иллюстрировала книги футуристов В. В. Хлебникова и А. Е. Крученых «Игра в аду», «Мирсконца», А. Е. Крученых «Пустынники» и «Пустынницы» (1912), С. П. Боброва «Ветроградари над лозами» (1913). Издала серию литографий «Мистические образы войны» (1914). Вместе с Ларионовым была одним из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). В 1914 по приглашению С. П. Дягилева в Париже участвует в оформлении оперы-балета «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова. С 1915 живет в Швейцарии, Италии, с 1919 – в Париже. Одна из ведущих декораторов антрепризы «Русский балет С. П. Дягилева» (1914–1929). Выполнила эскизы декораций и костюмов к балетам «Литургия» (на музыку православных песнопений), «Свадебка» И. Ф. Стравинского (1915), «Испанская рапсодия» М. Равеля (1916). Создала серию картин «Испанки», «Космос», иллюстрировала книги «Слово о полку Игореве» (1923), «Сказки» Н. В. Кодрянской (1950). 

Goncharova Natalia Sergeyevna

Bleaching Canvas


Creation: About 1907

Size: 119 х 97

Technique: Canvas, oil


Goncharova was on of the first young Russian artists who opposed their expressive painting to impressionism. She was captivated by the sharp distinctiveness of unprofessional art such as children’s drawing, chip popular prints, painted provintional signboards. Neo-primitivism was for her a way to the sphere of pure art intuition. She turned to the subjects from peasant’s life and treated them avoiding social background that was common for the national art. The artist was interested in age-old repeated activity – bleaching canvas, harvesting, doing the washing. Goncharova presented the scenes without any narrative, the characters seem to be self-absorbed, as if they were performing a sacred action. The whole scene is represented as a rite dating from the ancient times. This feeling is supported by the simplified forms of the figures, their arms and legs. Here one can see Goncharova’s interest in archaic sculpture of Scythians. The peasants dressed in smart bright clothers tipical for the South Russian region seem to be as Scythian sculptures with their enigmatic and impersonal faces that have come alive.

Goncharova Natalia Sergeyevna
1881, Nagayevo (Tula Gubernia) - 1962, Paris
Array

Painter, graphic artist, theatrical designer. Studied sculpture at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1901-1909) and painting independently, enjoying the advice of Mikhail Larionov and attending Konstantin Korovin's studio. With Larionov organized the exhibitions of the Jack of Diamonds (1910), Donkey's Tail (1912), Target (1913) and No. 4. Futurists, Rayonists, Primitive (1914). Contributed to the exhibitions of the Golden Fleece (1908-1910), Second Post-Impressionist Exhibition (1912), Der Blaue Reiter (1912) and Erste Deutsche Herbstsalon (1913). Solo exhibition with Larionov at the Galerie Paul Guillaume in Paris (1914), introductory article to catalogue written by Guillaume Apollnaire. Illustrated and designed Futurist books. Designed for Sergei Diaghilev's Ballet Russes. Left Russia for Switzerland and then Italy to work for Diaghilev (1915). Settled in Paris (1919). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library