Экстер А. А.

Конструктивный натюрморт


1920-1921

Холст, масло. 121 x 100

Пост.: 1933, приобр. у Б. К. Лившица


Экстер Александра Александровна
1882, Белосток Гродненской губ. –1949, Фонтен-о-Роз под Парижем

Живописец, график, художник театра.
В девичестве Григорович. Родилась в Белостоке (Гродненская губерния). Училась в киевском художественном училище (1901–1903, 1906–1908), вольнослушательница). В 1903, выйдя замуж за адвоката Н. Е. Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром киевского авангардного искусства. В 1907 уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер" и познакомилась с представителями современного французского искусства – Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами. В 1908–1914 жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии. Участник выставок с 1908. Член и экспонент объединений «Звено» (1908), «Бубновый валет» (с 1910), «Союз молодежи» (с 1913), «5 х 5 = 25». В 1914 в Киеве организовала авангардную выставку «Кольцо».

Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи. Увлекшись футуризмом и кубизмом, начала создавать самостоятельные композиции, нередко используя метод коллажа. Декоративизм живописных произведений художницы особенно ощутим в беспредметных композициях. В 1915 примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. В это же время проявила интерес к прикладным искусствам, использовав кубистические формы для создания бытовых вещей.
В 1915 познакомилась с А. Я. Таировым и начала работать в Московском Камерном театре. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломеи» О. Уайльда (1917), «Ромео и Джульетты» У. Шекспира (1921). Создала оригинальный стиль «конструктивистского» театрального костюма и декораций, была художником знаменитого кинофильма Я. Протазанова «Аэлита» (1923). В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т.д.). В послереволюционные годы занималась преподаванием: в 1918 в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве. В 1921–1922 – в Высших художественно-технических мастерских в Москве. С группой ведущих модельеров страны работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922–1923), принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923).
В 1924 художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы. После Венеции уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы Экстер получили золотую медаль. С 1928 жила в пригороде Парижа Фонтенэ-о-Роз. Плодотворно занималась театральным искусством (балетные постановки Б. Г. Романова, В. Ф. Нижинской и Э. Э. Крюгер, 1924–1930), создавала марионетки, принимавшие вид динамической «скульптоживописи» (1926), детские книжки-картинки (1936–1938), декоративные ширмы и керамику. Преподавала в собственных студиях в Киеве и Париже, а также в парижской Академии современного искусства (1925–1930) и ателье М. Франкетти. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг.

Exter, A. A.

Constructivist Still Life


1917

Oil on canvas. 121 x 100


Exter, Alexandra Alexandrovna
1882, Belostok (Hrodno Gubernia) — 1949, Fontenay-aux-Roses (France)

Painter, graphic artist, theatrical designer, book illustrator, created “manuscript” books and designed clothes. Studied at the Kiev School of Art (1901– 1903, 1906–1908, not enrolled). Lived in Kiev, Moscow and Paris (periodically from 1907 to 1924),  where she had a studio. Personally acquainted with Pablo Picasso, Georges Braque, Guillaume Apollinaire and Max Jacob and the Italian Futurists Ardengo Soffici, Filippo Tommaso Marinetti and Giovanni Papini. Associated with such members of the Russian artistic colony in Paris as Nathan Altman, Marc Chagall, David Sterenberg and Vladimir Baranoff- Rossiné. Met Alexander Tairov (1915) and designed for the Chamber Theatre in Moscow (1915). Contributed to exhibitions (from 1908) including Link (1908), Wreath of Stefanos (1909); Union of Youth (1910 and 1913–1914), Knave of Diamonds (1910–1914, 1916–1917), No. 4: Futurists, Rayists, Primitives (1914), Exposition des Arts Décoratifs (Paris, 1925, gold medal). First solo exhibition at Sturm Galerie (1927, Berlin). Taught at VKhUTEMAS (Moscow, 1921–1922) and Fernand Léger’s Académie d’Art Moderne in Paris (1925–1930). Helped to design the Soviet pavilion for the XIV Esposizione Internazionale d’Arte in Venice (1924). Settled in the suburb of Fontenay-aux-Roses (1928).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library