Голубкина А. С.

Портрет писателя Андрея Белого (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934)


1907

Бронза. 42,5 х 47 х 37

Пост. в 1952 из ГММГ, Москва


Белый Андрей (настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934), писатель, один из ведущих деятелей русского символизма. В 1891-1899 учился в частной гимназии Л. И. Поливанова. В 1903 закончил математический факультет Московского университета. В 1904 поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но курс не окончил. В 1906-1909 активно участвовал в деятельности московских литературно-художественных организаций (Общество свободной эстетики, Литературно-художественный кружок). В 1910 совместно с Э. К. Метнером и Л. Л. Кобылинским основал в Москве издательство «Мусагет». Сотрудничал в книгоиздательстве «Скорпион» и журнале «Весы». Автор многочисленных сборников стихов, романов, философских и художественно-критических трудов. // Мультимедийная программа «Открытый фонд скульптуры конца XIX – начала XX веков». 2005.

Андрей Белый (Бугаев Борис Николаевич, 1880–1934) – поэт, писатель, ведущий представитель русского символизма.

Сам поэт называл себя «упорным и фанатически настроенным символистом». Его литературный псевдоним «Андрей Белый» был придуман в семье Соловьевых. В одном из писем А. Белому Голубкина отмечала сочетание его «высокой человеческой души и благородного поэта». Он позировал скульптору в московской мастерской не более двух раз. В 1907 был вылеплен первый портретный этюд, используя который Голубкина в тот же год, находясь в Зарайске, создала бюст поэта. Портрет получился «неожиданно смелый, но очень верно передающий характер А. Белого, его порыв», – отмечал скульптор И. С. Ефимов. Бюст был показан на выставке скульптуры Голубкиной (1914–1915). Ольга Кривдина. Скульптура // Русский портрет. XX век. СПб, 2001. С. 349.

Большой интерес представляют воспоминания скульптора И. С. Ефимова о лепке Голубкиной в 1907 году этюдного портрета Андрея Белого. Он писал, что поэт понравился Голубкиной и она попросила его позировать. «Первый раз я видел, как работала Анна Семеновна из глины. Глина у Анны Семеновны не подчинялась закону тяжести — она бросит, а глина держится. Как будто внушала этой глине. Против всяких академических правил ни разу она не взглянула на работу сбоку... А. Белый во время сеанса разговаривал, что было интересно, но не давало работать»*. По его словам, портрет получился «странный, неожиданно смелый, но очень верно передающий характер А. Белого, его порыв». Позировал поэт не больше двух раз. Используя натурный этюд, Голубкина вылепила бюст А. Белого в Зарайске. Показывая портрет в своей мастерской, она рассказывала, что «он вышел у нее, по выражению домашних, «вроде борзой собаки», но что она, хотя согласна с этим, все-таки как-то особенно довольна достигнутым»**. Скульптор видела в Андрее Белом сложную личность — «высокую человеческую душу и благородного поэта», а также присущие ему положительные и отрицательные черты. Из всех известных портретов, созданных Голубкиной, портрет Андрея Белого самый экспрессивный. Другие портреты объединяет напряженная сосредоточенность моделей, их самоуглубленность. Однако в каждом человеке замечена и выявлена его индивидуальность. Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 61.

*А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983, С. 363.
**Там же, С. 215.

Голубкина Анна Семеновна
1864, Зарайск Рязанской губернии — 1927, Зарайск Рязанской губернии

Скульптор; работала в разных видах и жанрах скульптуры, портретист.

Училась в Классах изящных искусств О. А. Гунста (1889–1890) у С. М. Волнухина, в МУЖВЗ (1891–1894) у С. И. Иванова, в ВХУ при ИАХ (1894) у В. А. Беклемишева, в Академии Ф. Коларосси (1895–1896) в Париже. Пользовалась советами О. Родена (1896–1898), изучала технику работы в мраморе (1902–1903). Член МОЛХ, МТХ (с 1906). Участник выставок с 1898: Периодических МОЛХ (1898–1901, 1904, 1908, 1910, 1911, 1913), МТХ (1900, 1906–1913, 1917), "Мира искусства“ (1900–1902, 1911, 1913), "36-ти“ (1901), Общества им. Леонардо да Винчи (1906), СРХ (1908–1910, 1923), "Московского салона“ (1911, 1917); персональной в Москве (1914–1915). Руководила скульптурным отделением на Пречистенских рабочих курсах (1913–1916), преподавала в ВХУТЕМАС (1918–1922). Автор книги "Несколько слов о ремесле скульптора“ (1922–1923).

Особая ценность собрания произведений А. С. Голубкиной в Русском музее, насчитывающего свыше шестидесяти работ, – в строгом отборе и в логично сформированной коллекции. Центральное место занимают в ней произведения, собственноручно выполненные Голубкиной в мраморе и дереве – таких скульптур десять, каждая из них - уникальна и первозданна. Основная часть коллекции – произведения, отлитые по моделям разных лет по инициативе сестры скульптора, Александры Семеновны Голубкиной, в 1930-1940-е годы.

  Лекция О.А.Кривдиной "Анна Голубкина и Павел Трубецкой"

Golubkina A. S.

Портрет писателя Андрея Белого (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934)


1907

Bronze. 42,5 х 47 х 37


Белый Андрей (настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934), писатель, один из ведущих деятелей русского символизма. В 1891-1899 учился в частной гимназии Л. И. Поливанова. В 1903 закончил математический факультет Московского университета. В 1904 поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но курс не окончил. В 1906-1909 активно участвовал в деятельности московских литературно-художественных организаций (Общество свободной эстетики, Литературно-художественный кружок). В 1910 совместно с Э. К. Метнером и Л. Л. Кобылинским основал в Москве издательство «Мусагет». Сотрудничал в книгоиздательстве «Скорпион» и журнале «Весы». Автор многочисленных сборников стихов, романов, философских и художественно-критических трудов. // Мультимедийная программа «Открытый фонд скульптуры конца XIX – начала XX веков». 2005.

Андрей Белый (Бугаев Борис Николаевич, 1880–1934) – поэт, писатель, ведущий представитель русского символизма.

Сам поэт называл себя «упорным и фанатически настроенным символистом». Его литературный псевдоним «Андрей Белый» был придуман в семье Соловьевых. В одном из писем А. Белому Голубкина отмечала сочетание его «высокой человеческой души и благородного поэта». Он позировал скульптору в московской мастерской не более двух раз. В 1907 был вылеплен первый портретный этюд, используя который Голубкина в тот же год, находясь в Зарайске, создала бюст поэта. Портрет получился «неожиданно смелый, но очень верно передающий характер А. Белого, его порыв», – отмечал скульптор И. С. Ефимов. Бюст был показан на выставке скульптуры Голубкиной (1914–1915). Ольга Кривдина. Скульптура // Русский портрет. XX век. СПб, 2001. С. 349.

Большой интерес представляют воспоминания скульптора И. С. Ефимова о лепке Голубкиной в 1907 году этюдного портрета Андрея Белого. Он писал, что поэт понравился Голубкиной и она попросила его позировать. «Первый раз я видел, как работала Анна Семеновна из глины. Глина у Анны Семеновны не подчинялась закону тяжести — она бросит, а глина держится. Как будто внушала этой глине. Против всяких академических правил ни разу она не взглянула на работу сбоку... А. Белый во время сеанса разговаривал, что было интересно, но не давало работать»*. По его словам, портрет получился «странный, неожиданно смелый, но очень верно передающий характер А. Белого, его порыв». Позировал поэт не больше двух раз. Используя натурный этюд, Голубкина вылепила бюст А. Белого в Зарайске. Показывая портрет в своей мастерской, она рассказывала, что «он вышел у нее, по выражению домашних, «вроде борзой собаки», но что она, хотя согласна с этим, все-таки как-то особенно довольна достигнутым»**. Скульптор видела в Андрее Белом сложную личность — «высокую человеческую душу и благородного поэта», а также присущие ему положительные и отрицательные черты. Из всех известных портретов, созданных Голубкиной, портрет Андрея Белого самый экспрессивный. Другие портреты объединяет напряженная сосредоточенность моделей, их самоуглубленность. Однако в каждом человеке замечена и выявлена его индивидуальность. Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 61.

*А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983, С. 363.
**Там же, С. 215.

Golubkina Anna Semyonovna
1864, Zaraisk — 1927, Zaraisk

Sculptor, portraitist, master of decorative sculpture. Studied at classes of fine art headed by Anatoly Gunst and Sergei Volnukhin in Moscow (1889–1890). Occasional student at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture under Sergei Ivanov (1891–1894). Studied sculpture under Vladimir Beklemishev at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894), at the Filippo Colarossi’s studio in Paris (1895–1896), took lessons from François-Auguste-René Rodin (1897– 1898, 1900), studied the technique of working with marble. Visited London (1904). Headed the sculptural department at the Prechistenskiye courses (1913–1916). Taught at the Second State Free Art Studios/Higher Art and Technical Studios (1918–1922). Author of the “Some Words on a Sculptor’s Handicraft” book (1923).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library