Белый Андрей (настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев) (1880–1934), писатель, один из ведущих деятелей русского символизма. В 1891–1899 учился в частной гимназии Л. И. Поливанова. В 1903 закончил математический факультет Московского университета. В 1904 поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но курс не окончил. В 1906–1909 активно участвовал в деятельности московских литературно-художественных организаций (Общество свободной эстетики, Литературно-художественный кружок). В 1910 совместно с Э. К. Метнером и Л. Л. Кобылинским основал в Москве издательство «Мусагет». Сотрудничал в книгоиздательстве «Скорпион» и журнале «Весы». Автор многочисленных сборников стихов, романов, философских и художественно-критических трудов. // Мультимедийная программа «Открытый фонд скульптуры конца XIX – начала XX веков». 2005.
Андрей Белый (Бугаев Борис Николаевич, 1880–1934) — поэт, писатель, ведущий представитель русского символизма.
Сам поэт называл себя «упорным и фанатически настроенным символистом». Его литературный псевдоним «Андрей Белый» был придуман в семье Соловьевых. В одном из писем А. Белому Голубкина отмечала сочетание его «высокой человеческой души и благородного поэта». Он позировал скульптору в московской мастерской не более двух раз. В 1907 был вылеплен первый портретный этюд, используя который Голубкина в тот же год, находясь в Зарайске, создала бюст поэта. <…> Бюст был показан на выставке скульптуры Голубкиной (1914–1915). Ольга Кривдина. Скульптура // Русский портрет. XX век. СПб, 2001. С. 349.
Большой интерес представляют воспоминания скульптора И. С. Ефимова о лепке Голубкиной в 1907 году этюдного портрета Андрея Белого. Он писал, что поэт понравился Голубкиной и она попросила его позировать. «Первый раз я видел, как работала Анна Семеновна из глины. Глина у Анны Семеновны не подчинялась закону тяжести — она бросит, а глина держится. Как будто внушала этой глине. Против всяких академических правил ни разу она не взглянула на работу сбоку... А. Белый во время сеанса разговаривал, что было интересно, но не давало работать»*. По его словам, портрет получился «странный, неожиданно смелый, но очень верно передающий характер А. Белого, его порыв». Позировал поэт не больше двух раз. Используя натурный этюд, Голубкина вылепила бюст А. Белого в Зарайске. Показывая портрет в своей мастерской, она рассказывала, что «он вышел у нее, по выражению домашних, «вроде борзой собаки», но что она, хотя согласна с этим, все-таки как-то особенно довольна достигнутым»**. Скульптор видела в Андрее Белом сложную личность — «высокую человеческую душу и благородного поэта», а также присущие ему положительные и отрицательные черты. Из всех известных портретов, созданных Голубкиной, портрет Андрея Белого самый экспрессивный. Другие портреты объединяет напряженная сосредоточенность моделей, их самоуглубленность. Однако в каждом человеке замечена и выявлена его индивидуальность. Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 61.
* А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983, С. 363.
** Там же, С. 215.
Скульптор; работала в разных видах и жанрах скульптуры, портретист.
Занималась в Классах изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста в Москве (1889–1890) у С. М. Волнухина. Училась в МУЖВЗ (1891–1894) у С. И. Иванова и в ВХУ при ИАХ в Петербурге (1894) у В. А. Беклемишева. В Париже занималась в мастерской Ф. Коларосси (1895–1896). В 1897 работала в Париже, посещая мастерскую О. Родена. В 1901 году по заказу С. Т. Морозова выполнила горельеф над входом в Московский Художественный театр. В 1902 принимала участие в конкурсе на памятник первопечатнику Ивану Федорову. В 1902–1903 в Париже изучала технику работы в мраморе. Тогда же совершила поездку в Лондон. Работала в области портрета и декоративной скульптуры.
В наиболее плодотворный период творчества создала статую «Идущий» (1903); портреты М. Г. Срединой (1904), Л. И. Сидоровой (1906), А. Н. Толстого (1911), А. М. Ремизова, композицию «Кариатиды» (1911), «Спящие» (1912, все — в ГРМ). Член-художник МОЛХ (с 1898) и МТХ (с 1906). Персональная выставка состоялась в 1914 в Музее изящных искусств в Москве. Преподавала во Вторых свободных государственных мастерских, во Вхутемасе (1918–1922). В числе последних работ — портрет Л. Н. Толстого (1927) и статуя «Березка» (1927). Участвовала в конкурсе проектов памятника А. Н.Островскому (1923). Написала книгу «Несколько слов о ремесле скульптора» (1922–1923). Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 107.
Член МОЛХ, МТХ (с 1906). Участник выставок с 1898: Периодических МОЛХ (1898–1901, 1904, 1908, 1910, 1911, 1913), МТХ (1900, 1906–1913, 1917), "Мира искусства“ (1900–1902, 1911, 1913), "36-ти“ (1901), Общества им. Леонардо да Винчи (1906), СРХ (1908–1910, 1923), "Московского салона“ (1911, 1917); персональной в Москве (1914–1915). Руководила скульптурным отделением на Пречистенских рабочих курсах (1913–1916).
Особая ценность собрания произведений А. С. Голубкиной в Русском музее, насчитывающего свыше шестидесяти работ, – в строгом отборе и в логично сформированной коллекции. Центральное место занимают в ней произведения, собственноручно выполненные Голубкиной в мраморе и дереве – таких скульптур десять, каждая из них - уникальна и первозданна. Основная часть коллекции – произведения, отлитые по моделям разных лет по инициативе сестры скульптора, Александры Семеновны Голубкиной, в 1930-1940-е годы.
________________________________________
Анна Семеновна Голубкина родилась в 1864 году в старинном русском городе Зарайске. Когда ей было два года, умер отец. Мать растила семерых детей и вела крестьянское хозяйство. Средств на обучение детей не хватало, и Голубкиной не пришлось учиться в школе. Она занималась вместе с братом Семеном по учебникам, выполняя заданные в реальном училище уроки.
Первоначальное художественное образование Голубкина получила, посещая в Москве Классы изящных искусств художника-архитектора A. O. Гунста, училась у скульптора С. М. Волнухина. В 1891 году она поступила вольнослушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. До 1894 года обучалась у скульптора С. И. Иванова, от которого унаследовала священную и трепетную любовь к искусству. Недолгое время Голубкина занималась в мастерской профессора скульптуры В. А. Беклемишева в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге. «Здесь совсем другое отношение к работе. В Москве мы творили, а здесь учатся», — писала она своим родным в Зарайск*.
Желание узнать, как развивается современное искусство Франции, побудило Голубкину отправиться за границу. Скульптор трижды приезжала в Париж. Первая поездка была предпринята в 1895–1896 годах для занятий в студии Ф. Коларосси. Затем, в 1897-1899 годы, Голубкина работала в мастерской скульптора Жана Карля, обучавшего ее технической стороне искусства. Одновременно состоялось знакомство Голубкиной с Огюстом Роденом, который принял ее в число своих учеников, давал советы и указания. Выполняя по заданиям знаменитого мастера скульптурные этюды с натуры (кисти рук, ступни ног), она вдумчиво постигала пластику человеческого тела. Роден не руководил, не указывал, что делать, но, по ее словам, «здорово помогал понимать», а она находилась «вечно на распутье и в раздумье»**. <...>
В годы второго пребывания в Париже Голубкина исполнила статую «Старость» и портрет профессора зоологии Э. Ж. Бальбиани. Оба произведения Голубкина показала на выставке «Весенний Салон» 1899 года в Париже. За участие в выставке она была награждена медалью Французской Академии литературы и искусства. <...> Многие современники высоко оценили ее произведение, приняли его пафос и динамичную красоту. Особенно насыщенными и плодотворными оказались для скульптора 1903– 1913 годы. Специально для изучения техники работы по мрамору она в третий раз едет в Париж и ненадолго в Лондон (1903–1904). Секретами скульптурного мастерства Голубкина овладевала и в студии Коларосси, и у французских рабочих-мраморщиков. <...>
Первая персональная выставка произведений А. С. Голубкиной состоялась в 1914–1915 годах в Москве, в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина). Экспонирование ее работ в залах совсем близко с всемирно известными шедеврами мирового пластического искусства (учитывая, что это точнейшие, высочайшего качества слепки) явилось для нее колоссальным испытанием. Это испытание было и ответственным и почетным одновременно. Выставка стала крупным художественным событием, на которое откликнулись рядом статей С. Булгаков, Н. Машковцев и др. На суд зрителей Голубкина представила почти все свои произведения (выполненные до 1914 года), причем с подготовительными этюдами к многим из них, с вариантами в разных материалах. Экспозиция была устроена с благотворительной целью — полученные от выставки средства были отданы скульптором в пользу раненых солдат.
Наряду с творческой. деятельностью Голубкина занималась педагогической работой. Руководила скульптурным отделением на Пречистенских рабочих курсах (1913–1916), преподавала во Вторых свободных государственных мастерских во Вхутемасе (1918–1922). Свой практический опыт Голубкина обобщила в книге «Несколько слов о ремесле скульптора», опубликованной в 1923 году. <...> Основные положения и профессиональные советы мастера имеют непреходящее значение до сих пор. <...>
А. С. Голубкина умерла 7 сентября 1927 года в городе Зарайске. В 1933 году по решению ВЦИК в ее московской мастерской был открыт музей. Однако в 1952 году музей-мастерская был закрыт. Лишь энергичные меры, предпринятые Русским музеем во главе с директором В. А. Пушкаревым, позволили спасти бесценные произведения. Они были перевезены в Русский музей, где хранились и изучались до 1976 года. Большая часть работ вернулась в Москву, и в 1987 году, после реконструкции музей-мастерская был вновь открыт для посетителей***.
Скульптурные произведения, входящие в собрание Государственного Русского музея, ярко и многогранно характеризуют Голубкину, представляющую, по выражению M. Волошина, «исключительно русское, глубоко национальное явление», а также свидетельствуют, что ее творчество «является неугасимым горением совести».
Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 56-62.
* Из письма А. С. Голубкиной — Е. Я. Голубкиной (январь 1895 г.). см.: А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983, С. 24.
** Там же, С. 37, 40.
*** В настоящий момент - филиал Третьяковской галереи. Закрыт на реставрацию (Подробнее о музее).
|
Лекция О.А.Кривдиной "Анна Голубкина и Павел Трубецкой" | |
Экскурсия по выставке «Анна Голубкина» в Третьяковской галерее (2019-2020 гг.) |
Белый Андрей (настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев) (1880–1934), писатель, один из ведущих деятелей русского символизма. В 1891–1899 учился в частной гимназии Л. И. Поливанова. В 1903 закончил математический факультет Московского университета. В 1904 поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но курс не окончил. В 1906–1909 активно участвовал в деятельности московских литературно-художественных организаций (Общество свободной эстетики, Литературно-художественный кружок). В 1910 совместно с Э. К. Метнером и Л. Л. Кобылинским основал в Москве издательство «Мусагет». Сотрудничал в книгоиздательстве «Скорпион» и журнале «Весы». Автор многочисленных сборников стихов, романов, философских и художественно-критических трудов. // Мультимедийная программа «Открытый фонд скульптуры конца XIX – начала XX веков». 2005.
Андрей Белый (Бугаев Борис Николаевич, 1880–1934) — поэт, писатель, ведущий представитель русского символизма.
Сам поэт называл себя «упорным и фанатически настроенным символистом». Его литературный псевдоним «Андрей Белый» был придуман в семье Соловьевых. В одном из писем А. Белому Голубкина отмечала сочетание его «высокой человеческой души и благородного поэта». Он позировал скульптору в московской мастерской не более двух раз. В 1907 был вылеплен первый портретный этюд, используя который Голубкина в тот же год, находясь в Зарайске, создала бюст поэта. <…> Бюст был показан на выставке скульптуры Голубкиной (1914–1915). Ольга Кривдина. Скульптура // Русский портрет. XX век. СПб, 2001. С. 349.
Большой интерес представляют воспоминания скульптора И. С. Ефимова о лепке Голубкиной в 1907 году этюдного портрета Андрея Белого. Он писал, что поэт понравился Голубкиной и она попросила его позировать. «Первый раз я видел, как работала Анна Семеновна из глины. Глина у Анны Семеновны не подчинялась закону тяжести — она бросит, а глина держится. Как будто внушала этой глине. Против всяких академических правил ни разу она не взглянула на работу сбоку... А. Белый во время сеанса разговаривал, что было интересно, но не давало работать»*. По его словам, портрет получился «странный, неожиданно смелый, но очень верно передающий характер А. Белого, его порыв». Позировал поэт не больше двух раз. Используя натурный этюд, Голубкина вылепила бюст А. Белого в Зарайске. Показывая портрет в своей мастерской, она рассказывала, что «он вышел у нее, по выражению домашних, «вроде борзой собаки», но что она, хотя согласна с этим, все-таки как-то особенно довольна достигнутым»**. Скульптор видела в Андрее Белом сложную личность — «высокую человеческую душу и благородного поэта», а также присущие ему положительные и отрицательные черты. Из всех известных портретов, созданных Голубкиной, портрет Андрея Белого самый экспрессивный. Другие портреты объединяет напряженная сосредоточенность моделей, их самоуглубленность. Однако в каждом человеке замечена и выявлена его индивидуальность. Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 61.
* А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983, С. 363.
** Там же, С. 215.
Sculptor, portraitist, master of decorative sculpture. Studied at classes of fine art headed by Anatoly Gunst and Sergei Volnukhin in Moscow (1889–1890). Occasional student at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture under Sergei Ivanov (1891–1894). Studied sculpture under Vladimir Beklemishev at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894), at the Filippo Colarossi’s studio in Paris (1895–1896), took lessons from François-Auguste-René Rodin (1897– 1898, 1900), studied the technique of working with marble. Visited London (1904). Headed the sculptural department at the Prechistenskiye courses (1913–1916). Taught at the Second State Free Art Studios/Higher Art and Technical Studios (1918–1922). Author of the “Some Words on a Sculptor’s Handicraft” book (1923).