Супрематизм Малевича представлял собой целую программу развития искусства. Он мог быть использован и за пределами живописи – в прикладном искусстве, дизайне и архитектуре (в залах 89–90 корпуса Бенуа демонстрируются супрематистские опыты в текстиле и керамике). Но интереснее всего то, что супрематизм позволял заново подойти и к фигуративной проблематике. Предметность сама по себе не была проблемой или препятствием для Малевича. Поэтому в конце 1920-х - начале 1930-х он создает Второй крестьянский цикл – попытку использовать супрематистские принципы цвета и композиции в изображении силуэтов людей. В зале демонстрируются его картины «Голова крестьянина», «Крестьянин» и «Крестьянка», входящие в этот цикл. Продолжает ретроспективу работ Малевича уникальный экспонат – архитектон «Альфа» – пространственная скульптурная фантазия художника (1920).
С работами Малевича соседствует полотно Михаила Матюшина (1861–1934) «Движение в пространстве» (1919–1921). Художник тоже был теоретиком и практиком абстракции. Но его главная тема – не утверждение новых принципов формообразования, а изучение природы и механики восприятия – его физиологии и психологии. В этом смысле его работа – это исследование пределов «расширения смотрения». В зале также демонстрируется «Угловой контррелеф» (1914) В. Татлина, новизна которого заключалась в желании художника порвать с традиционной „картинной" плоскостью и вынести беспредметные конструкции в пространство.
about collection