Машков Илья Иванович

Натюрморт с ананасом


Год создания: 1908

Размер: 121 x 171

Техника: Холст, масло


Начало XX в. в русском искусстве — время возрождения и расцвета натюрморта, открывшего большие возможности поисков в области формы. Блестящую плеяду мастеров этого жанра выдвинул "Бубновый валет". Одним из ведущих среди них был И. И. Машков. Уже на первых курсах московского Училища живописи, ваяния и зодчества, где Машков занимался в 1900—1909 гг. у А. М. Васнецова, К. А. Коровина, В. А. Серова, раскрылся его исключительный талант колориста. В эти же годы в творческой жизни Машкова начинается период дерзких, доходящих порой до крайностей экспериментов в области живописно-пластических решений, что вызывает "бурное негодование" профессуры. Машков увлекается искусством Сезанна и Ван-Гога. Многое ему подсказывает русское народное творчество: роспись на деревянных игрушках, декорации рыночных фотоателье, вывески провинциальных мастерских и бакалейных лавок. Во всем этом он ищет художественные приемы, которые могли бы обогатить современную живопись.

"Натюрморт с ананасом" — характерное произведение художника этого периода. В нем он во многом близок к пониманию декоративизма народного искусства. Основной мотив жостовской росписи художник талантливо трансформирует в тарелку с аппетитными фруктами, уложенными вокруг ананаса. Фрукты изображены больше натуральной величины, их формы упрощены, подчеркнуты темным контуром и несколько геометризованы. И это ведет к гиперболизации и заостренной броскости образа. Стихию ликующей жизнерадостности несет в себе колорит натюрморта — декоративно насыщенный и полнозвучный. 

Машков Илья Иванович
1881, ст. Михайловская Саратовской губ. – 1944, Москва
Array

Живописец, график, педагог; портретист, пейзажист, автор натюрмортов, картин бытового жанра.

Родился в станице Михайловская (Саратовская губерния). Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1900–1904, 1907–1908) у А. Е. Архипова, В. А. Серова, К. А. Коровина. Участник выставок с 1909. Член-учредитель и секретарь объединения «Бубновый валет» (1910–1914). В этот период увлекался народным искусством, «живописью подносов» Жостова и определял свой стиль как «саму живописность». Его огромное полотно «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» (первая выставка «Бубновый валет», 1910) с полуобнаженными фигурами музицирующих атлетов было задумано как манифест новаторского подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом. Стиль Машкова, русский, яркий, сочный и, в то же время, «сезаннистский», наиболее полно проявился в его знаменитых натюрмортах. Член и экспонент объединений «Мир искусства» (с 1916), «Московские живописцы» (с 1925), Ассоциации художников революционной России – Ассоциации художников революции (1925–1930, 1932), Общества Московских художников (1928). Основатель и руководитель художественной студии (Москва, 1904–1917). Преподавал в Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте в Москве (1920–1929).

Mashkov Ilya Ivanovich

Натюрморт с ананасом


Creation: 1908

Size: 121 x 171

Technique: Oil on canvas


Начало XX в. в русском искусстве — время возрождения и расцвета натюрморта, открывшего большие возможности поисков в области формы. Блестящую плеяду мастеров этого жанра выдвинул "Бубновый валет". Одним из ведущих среди них был И. И. Машков. Уже на первых курсах московского Училища живописи, ваяния и зодчества, где Машков занимался в 1900—1909 гг. у А. М. Васнецова, К. А. Коровина, В. А. Серова, раскрылся его исключительный талант колориста. В эти же годы в творческой жизни Машкова начинается период дерзких, доходящих порой до крайностей экспериментов в области живописно-пластических решений, что вызывает "бурное негодование" профессуры. Машков увлекается искусством Сезанна и Ван-Гога. Многое ему подсказывает русское народное творчество: роспись на деревянных игрушках, декорации рыночных фотоателье, вывески провинциальных мастерских и бакалейных лавок. Во всем этом он ищет художественные приемы, которые могли бы обогатить современную живопись.

"Натюрморт с ананасом" — характерное произведение художника этого периода. В нем он во многом близок к пониманию декоративизма народного искусства. Основной мотив жостовской росписи художник талантливо трансформирует в тарелку с аппетитными фруктами, уложенными вокруг ананаса. Фрукты изображены больше натуральной величины, их формы упрощены, подчеркнуты темным контуром и несколько геометризованы. И это ведет к гиперболизации и заостренной броскости образа. Стихию ликующей жизнерадостности несет в себе колорит натюрморта — декоративно насыщенный и полнозвучный. 

Mashkov Ilya Ivanovich
1881, Mikhailovskaya (Don Region) - 1944, Abramtsevo (outside Moscow)
Array

Painter, graphic artist, teacher, portraitist, genre artist. Studied under Abram Arkhipov, Konstantin Korovin and Valentin Serov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1900-1909). Member of the Jack of Diamonds (1911), World of Art (1916), Society of Moscow Artists (1924-1928) and the Association of Artists of Revolutionary Russia (from 1924). Contributed to exhibitions (from 1902). Contributed to the exhibitions of the New Society of Artists (1909), Golden Fleece (1909-1910), Vladimir Izdebsky Salon (1909-1911), Jack of Diamonds (1910-1914), Moscow Salon (1911), Salon des Independants (1911, 1912) World of Art (1911, 1912, 1915-1922, 1929), Society of Moscow Artists (1927, 1928) and the Venice Biennale (1924). Taught in his own studio in Moscow (1904-1917) and at the Free Art Studios/ VKhUTEMAS/Higher Art and Technical Institute (1920-1930). Headed the central studio of the Association of Artists of Revolutionary Russia (1925-1929). Honoured artist of the RUSSIAN SOVIET FEDERATED SOCIALIST REPUBLIC (1928).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library