Петров-Водкин К. С.

Утренний натюрморт


1918

Холст, масло. 66 x 88

Пост.: 1926 из Музея художественной культуры, Ленинград


В первые послереволюционные годы Петров-Водкин часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности. Предметный мир его натюрмортов – именно мир, малый космос. Взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, предметы активно взаимодействуют, общаются друг с другом на своем языке.

Так связаны они и в «Утреннем натюрморте»: фрагментарно изображенный стол служит ареной взаимодействия самых разнообразных предметов: стакан с чаем и яйца, коробок спичек и фонарик, граненый металлический чайник. Художник подчеркивает материальность, индивидуальность и пластическую завершенность форм, то острых и граненых, то мягких и округлых. Буквально осязаемо он передает фактуру – зеркальный блеск металла чайника, прозрачность стекла стакана, грани которого преломляют и повторяют отражение ложки, лежащей на блюдце; чуть шероховатую поверхность столешницы и фарфоровую матовость яичной скорлупы. Мир вещей как бы демонстрирует здесь богатство изобразительных возможностей: предметы можно видеть с разных сторон, сверху, сбоку и даже сзади, в отражении и преломлении, но тем самым они и образуют динамическое целое. В эту композицию введена еще и собака, позиция которой обозначает особую точку зрения – изнутри картинного пространства. В центре хоровода вещей – букет полевых цветов, своего рода символ высших возможностей формообразования, доступных только Природе. Большую роль в создании образа в натюрморте играет цвет. Легкий, чуть разбеленый, он рассчитан на ассоциации с прозрачностью раннего летнего утра – символического утра нового мира.

 

Пёс, арбуз и ананас. Картины с загадками. Онлайн-курс «Я и картина» (16:28)

 

 

Творческая мастерская "Разноцветный натюрморт". Онлайн-курс «Я и картина» (3:26)

 

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Живописец, график, теоретик искусства, писатель.

Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.

 

Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).

Petrov-Vodkin K.S.

Morning Still Life


1918

Oil on canvas.


В первые послереволюционные годы Петров-Водкин часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности. Предметный мир его натюрмортов – именно мир, малый космос. Взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, предметы активно взаимодействуют, общаются друг с другом на своем языке.

Так связаны они и в «Утреннем натюрморте»: фрагментарно изображенный стол служит ареной взаимодействия самых разнообразных предметов: стакан с чаем и яйца, коробок спичек и фонарик, граненый металлический чайник. Художник подчеркивает материальность, индивидуальность и пластическую завершенность форм, то острых и граненых, то мягких и округлых. Буквально осязаемо он передает фактуру – зеркальный блеск металла чайника, прозрачность стекла стакана, грани которого преломляют и повторяют отражение ложки, лежащей на блюдце; чуть шероховатую поверхность столешницы и фарфоровую матовость яичной скорлупы. Мир вещей как бы демонстрирует здесь богатство изобразительных возможностей: предметы можно видеть с разных сторон, сверху, сбоку и даже сзади, в отражении и преломлении, но тем самым они и образуют динамическое целое. В эту композицию введена еще и собака, позиция которой обозначает особую точку зрения – изнутри картинного пространства. В центре хоровода вещей – букет полевых цветов, своего рода символ высших возможностей формообразования, доступных только Природе. Большую роль в создании образа в натюрморте играет цвет. Легкий, чуть разбеленый, он рассчитан на ассоциации с прозрачностью раннего летнего утра – символического утра нового мира.

 

Пёс, арбуз и ананас. Картины с загадками. Онлайн-курс «Я и картина» (16:28)

 

 

Творческая мастерская "Разноцветный натюрморт". Онлайн-курс «Я и картина» (3:26)

 

Petrov-Vodkin Kuzma Sergeyevich
1878, Khvalynsk (Saratov Province) - 1939, Leningrad

Painter, graphic artist, writer on art, history painter, portraitist. Studied at the Baron Stieglitz Central School of Technical Drawing (1895-97), under Abram Arkhipov and Valentin Serov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1897-1904), at Anton Aube''s school in Munich (1901) and private academies in Paris. Contributed to exhibitions (from 1898). Contributed to the Salon d''Automne (1906-07, 1908), Sergei Makovsky Salon (1909), Union of Russian Artists (1909, 1910), Golden Fleece (1909), Union of Youth (1910), World of Art (191124), Second Post-Impressionist Exhibition (1912), First Free Exhibition of Works of Art (1919), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1928), Four Arts (1925-29), World Exhibition in Brussels (1910) and the International Exhibitions in Rome (1911), Malmo (1914) and Venice (1924, 1928). Taught at the Elizaveta Zvantseva School of Painting and Drawing in St Petersburg (1910-15) and the Free Art Studios/Academy of Arts (1918-38). Honoured Artist of Russia (1930).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library