Серов В. А.

Портрет князя Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона


1903

Холст, масло. 89 х 71,5

Пост. в 1921 из Петроградского филиала ГМФ; ранее – собрание князя Ф. Ф.Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, Петербург – Царское Село


Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856-1928), по решению Государственного совета в 1885 получил титул и фамилию отца жены — Зинаиды Николаевны Юсуповой. В 1914-1915 занимал пост генерал-губернатора Москвы.  Для изображения главы семьи, богатейшего человека России и кадрового военного, по его просьбе Серов, талантливейший анималист своего времени, использовал композицию конного портрета, популярную во второй половине XVIII — начале XIX века. Это потребовало мудро продуманной меры стилизации форм и степени законченности полотна. Фрагментарная композиция полна движения. Легко и почти эскизно написаны породистый арабский скакун и его лихо подбоченившийся, спокойно и властно держащий натянутый повод всадник. Поза, горделивое и замкнутое выражение лица, привычка смотреть сверху вниз, почти полное отсутствие наград на кителе красноречиво свидетельствуют о характере этого человека. Автор остроумно сочетает в картине элементы модерна и импрессионизма. Все это делает изображение Ф. Ф. Юсупова одним из самых значительных достижений Серова-портретиста. Владимир Круглов // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 270.

Сумароков-Эльстон Феликс Феликсович (1856–1928) – муж княгини З. Н. Юсуповой, последней представительницы этого княжеского рода. Воспитывался в Пажеском корпусе. В 1904–1908 – командир Кавалергардского полка. В 1905 произведен в генерал-майоры и назначен в свиту царя. В 1914–1915 занимал пост генерал-губернатора Москвы. В связи с отсутствием наследников по мужской линии по решению Государственного совета в 1885 титул и фамилия отца Зинаиды Николаевны, князя Н. Б. Юсупова, перешла к ее мужу.

В портрете Серова образ князя будничен и прозаичен. Его скучновато-правильное лицо, тяжеловатая фигура непримечательны, зато благородный арабский скакун, подарок турецкого султана, явно восхищает художника. Стройный горячий, нервно косящий глазом, он поистине великолепен. Пейзажным фоном портрета послужил парк в подмосковном имении Юсуповых – Архангельском. Темная зелень летнего парка красиво контрастирует с белоснежным конем и кителем Юсупова, а деликатно вкрапленный красный цвет околыша фуражки князя и цветов в вазах на балюстраде становится своеобразным камертоном, сдержанной и одновременно декоративной цветовой гаммы портрета. Мастерская, благородная живопись – главное достоинство этого полотна Серова. 

Серов Валентин Александрович
1865, Петербург – 1911, Москва

Живописец, график.

Академик Императорской Академии художеств (с 1898).
Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Серова. Учился у И. Е. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Чистякова (1880-1885, не окончил). Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Участник Абрамцевского художественного кружка, член Товарищества передвижных художественных выставок, "Мира искусства", других объединений. Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Посетил Голландию, Бельгию, Германию, Францию, Грецию, Италию, Испанию. Блестящий портретист, пейзажист, автор исторических и жанровых картин. Возродил в искусстве обстановочный портрет - портрет-картину. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией.

Serov V.A.

Portrait of Count Felix Sumarokov-Elston (Later Prince Yusupov)


1903

Canvas, oil.


Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856-1928), по решению Государственного совета в 1885 получил титул и фамилию отца жены — Зинаиды Николаевны Юсуповой. В 1914-1915 занимал пост генерал-губернатора Москвы.  Для изображения главы семьи, богатейшего человека России и кадрового военного, по его просьбе Серов, талантливейший анималист своего времени, использовал композицию конного портрета, популярную во второй половине XVIII — начале XIX века. Это потребовало мудро продуманной меры стилизации форм и степени законченности полотна. Фрагментарная композиция полна движения. Легко и почти эскизно написаны породистый арабский скакун и его лихо подбоченившийся, спокойно и властно держащий натянутый повод всадник. Поза, горделивое и замкнутое выражение лица, привычка смотреть сверху вниз, почти полное отсутствие наград на кителе красноречиво свидетельствуют о характере этого человека. Автор остроумно сочетает в картине элементы модерна и импрессионизма. Все это делает изображение Ф. Ф. Юсупова одним из самых значительных достижений Серова-портретиста. Владимир Круглов // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 270.

Сумароков-Эльстон Феликс Феликсович (1856–1928) – муж княгини З. Н. Юсуповой, последней представительницы этого княжеского рода. Воспитывался в Пажеском корпусе. В 1904–1908 – командир Кавалергардского полка. В 1905 произведен в генерал-майоры и назначен в свиту царя. В 1914–1915 занимал пост генерал-губернатора Москвы. В связи с отсутствием наследников по мужской линии по решению Государственного совета в 1885 титул и фамилия отца Зинаиды Николаевны, князя Н. Б. Юсупова, перешла к ее мужу.

В портрете Серова образ князя будничен и прозаичен. Его скучновато-правильное лицо, тяжеловатая фигура непримечательны, зато благородный арабский скакун, подарок турецкого султана, явно восхищает художника. Стройный горячий, нервно косящий глазом, он поистине великолепен. Пейзажным фоном портрета послужил парк в подмосковном имении Юсуповых – Архангельском. Темная зелень летнего парка красиво контрастирует с белоснежным конем и кителем Юсупова, а деликатно вкрапленный красный цвет околыша фуражки князя и цветов в вазах на балюстраде становится своеобразным камертоном, сдержанной и одновременно декоративной цветовой гаммы портрета. Мастерская, благородная живопись – главное достоинство этого полотна Серова. 

Serov Valentin Alexandrovich
1865, St Petersburg - 1911, Moscow

Painter, graphic artist, teacher, portraitist, landscapist, history painter. Son of the composer Alexander Serov. Studied under Ilya Repin in Paris and Moscow (1874-75, 1878-80) and under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-85). Academician of painting (1898), full member of the Imperial Academy of Arts (1903-05). Member of the Abramtsevo circle (from the 18705). Contributed to exhibitions (from 1889). Contributed to the exhibitions of the Society of Travelling Art Exhibitions (1890-99; member from 1894), Munich Sezession (1896, 1898,1899; member from 1899), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1896-1906, member from 1900; 1911-12, founding member), Berlin Sezession (1903), Exhibition of Historical Russian Portraits at the Tauride Palace in St Petersburg (1905), Union of Russian Artists (1905-10; member from 1903), Sergei Makovsky Salon (1909), Exposition Universelle in Paris (1900, grand prix), International Exhibitions in Munich (1909), Vienna (1902), Venice (1907), Brussels (1910) and Rome (1911) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1906, 1910), Berlin (1906) and Vienna (1908). Member of the board of the Tretyakov Gallery. Taught at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1897-1909). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg and Sergei Diaghilev''s Saisons Russes (from 1886).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library