Серов В. А.

Портрет Сергея Павловича Дягилева (1872–1929)


Не окончен

1904

Холст, масло. 97 х 83

Пост. в 1930 из Всесоюзного объединения по экспорту „Антиквариат“; ранее – собрание Ю. П. Дягилева, Санкт-Петербург


Дягилев Сергей Павлович (1872–1929) — театральный и художественный деятель, издатель, критик. Издатель и, совместно с А. Н. Бенуа, редактор журнала „Мир искусства“ (1898–1904). Организовывал в Париже „Русские исторические концерты“ (1907), явившиеся началом приобщения Запада к русской музыке; спектакли русской оперы и русского балета (Русские сезоны; 1908–1929); в 1911 — труппу „Русский балет Сергея Дягилева“ (начала выступления в 1913 и существовала до 1929).

Картина принадлежит обширному ряду портретов русской творческой интеллигенции, созданных Серовым с 1890-х. Познакомившись с Дягилевым в 1897 году, в самом начале его деятельности, оценив свойственные ему ум, талант распознавать новое, бурную энергию и исключительные организаторские способности, художник до конца дней своих оставался его преданным другом и почитателем, поддерживая во всех начинаниях, прощая слабости.

Незаконченность и эскизность письма становятся приемом романтизации образа, усиливая его „недосказанность“, сообщая ему „многомерность“, переводя восприятие портрета современника Серова в план высоких традиций мирового искусства. Владимир Круглов // Дягилев и его эпоха. СПб, 2001. С. 5.

Изображение Дягилева занимает видное место в обширном ряду портретов русской творческой интеллигенции, созданных Серовым с начала 1890-х годов. Познакомившись с Дягилевым в 1897 году в самом начале его творческой деятельности, оценив свойственные ему ум, талант распознавать новое, бурную энергию и исключительные организаторские способности, художник до конца дней своих оставался его преданным другом и почитателем, поддерживая во всех начинаниях, прощая слабости и «наглость Сережи» (А. Н. Бенуа). Идея написать портрет Дягилева возникла у Серова летом 1904 года, когда он присутствовал при начале работы художника Л. С. Бакста над его известным «Портретом С. П. Дягилева с няней». Осенью Серов начал писать Дягилева в Петербурге, в его квартире, где тогда помещалась редакция «Мира искусства», но вскоре охладел к работе и портрет остался незавершенным. Эта незаконченность и эскизность письма становятся приемом романтизации образа, усиливая его «недосказанность», загадочность, сообщая ему «многолосность», переводя восприятие современника Серова в план высоких традиций мирового искусства. (В. К.). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 121.

Дягилев Сергей Павлович (1872–1929) – театральный и художественный деятель, вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение «Мир искусства», соредактор одноименного журнала, пропагандист отечественного искусства за рубежом, организатор «Русских сезонов» в Париже (с 1907), руководитель труппы «Русский балет С. П. Дягилева» (1911–1929). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 78.

Серов Валентин Александрович
1865, Петербург – 1911, Москва

Живописец, график.

Академик Императорской Академии художеств (с 1898).
Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Серова. Учился у И. Е. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Чистякова (1880-1885, не окончил). Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Участник Абрамцевского художественного кружка, член Товарищества передвижных художественных выставок, "Мира искусства", других объединений. Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Посетил Голландию, Бельгию, Германию, Францию, Грецию, Италию, Испанию. Блестящий портретист, пейзажист, автор исторических и жанровых картин. Возродил в искусстве обстановочный портрет - портрет-картину. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией.

Serov V.A.

Портрет Сергея Павловича Дягилева (1872–1929)


Не окончен

1904

Oil on canvas. 97 х 83


Дягилев Сергей Павлович (1872–1929) — театральный и художественный деятель, издатель, критик. Издатель и, совместно с А. Н. Бенуа, редактор журнала „Мир искусства“ (1898–1904). Организовывал в Париже „Русские исторические концерты“ (1907), явившиеся началом приобщения Запада к русской музыке; спектакли русской оперы и русского балета (Русские сезоны; 1908–1929); в 1911 — труппу „Русский балет Сергея Дягилева“ (начала выступления в 1913 и существовала до 1929).

Картина принадлежит обширному ряду портретов русской творческой интеллигенции, созданных Серовым с 1890-х. Познакомившись с Дягилевым в 1897 году, в самом начале его деятельности, оценив свойственные ему ум, талант распознавать новое, бурную энергию и исключительные организаторские способности, художник до конца дней своих оставался его преданным другом и почитателем, поддерживая во всех начинаниях, прощая слабости.

Незаконченность и эскизность письма становятся приемом романтизации образа, усиливая его „недосказанность“, сообщая ему „многомерность“, переводя восприятие портрета современника Серова в план высоких традиций мирового искусства. Владимир Круглов // Дягилев и его эпоха. СПб, 2001. С. 5.

Изображение Дягилева занимает видное место в обширном ряду портретов русской творческой интеллигенции, созданных Серовым с начала 1890-х годов. Познакомившись с Дягилевым в 1897 году в самом начале его творческой деятельности, оценив свойственные ему ум, талант распознавать новое, бурную энергию и исключительные организаторские способности, художник до конца дней своих оставался его преданным другом и почитателем, поддерживая во всех начинаниях, прощая слабости и «наглость Сережи» (А. Н. Бенуа). Идея написать портрет Дягилева возникла у Серова летом 1904 года, когда он присутствовал при начале работы художника Л. С. Бакста над его известным «Портретом С. П. Дягилева с няней». Осенью Серов начал писать Дягилева в Петербурге, в его квартире, где тогда помещалась редакция «Мира искусства», но вскоре охладел к работе и портрет остался незавершенным. Эта незаконченность и эскизность письма становятся приемом романтизации образа, усиливая его «недосказанность», загадочность, сообщая ему «многолосность», переводя восприятие современника Серова в план высоких традиций мирового искусства. (В. К.). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 121.

Дягилев Сергей Павлович (1872–1929) – театральный и художественный деятель, вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение «Мир искусства», соредактор одноименного журнала, пропагандист отечественного искусства за рубежом, организатор «Русских сезонов» в Париже (с 1907), руководитель труппы «Русский балет С. П. Дягилева» (1911–1929). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 78.

Serov Valentin Alexandrovich
1865, St Petersburg - 1911, Moscow

Painter, graphic artist, teacher, portraitist, landscapist, history painter. Son of the composer Alexander Serov. Studied under Ilya Repin in Paris and Moscow (1874-75, 1878-80) and under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-85). Academician of painting (1898), full member of the Imperial Academy of Arts (1903-05). Member of the Abramtsevo circle (from the 18705). Contributed to exhibitions (from 1889). Contributed to the exhibitions of the Society of Travelling Art Exhibitions (1890-99; member from 1894), Munich Sezession (1896, 1898,1899; member from 1899), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1896-1906, member from 1900; 1911-12, founding member), Berlin Sezession (1903), Exhibition of Historical Russian Portraits at the Tauride Palace in St Petersburg (1905), Union of Russian Artists (1905-10; member from 1903), Sergei Makovsky Salon (1909), Exposition Universelle in Paris (1900, grand prix), International Exhibitions in Munich (1909), Vienna (1902), Venice (1907), Brussels (1910) and Rome (1911) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1906, 1910), Berlin (1906) and Vienna (1908). Member of the board of the Tretyakov Gallery. Taught at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1897-1909). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg and Sergei Diaghilev''s Saisons Russes (from 1886).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library