Петр I Великий (Петр Алексеевич; 30 мая / 9 июня 1672, Москва − 28 января / 8 февраля 1725, Санкт-Петербург) − последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682) и первый император Всероссийский (с 1721). Был четырнадцатым ребенком царя Алексея Михайловича, но первым от второй жены, царицы Натальи Кирилловны (урожденной Нарышкиной). Первый из русских царей в 1698 начал масштабные реформы Российского государства и общественного уклада. Царствовал с 27 апреля / 7 мая 1682 по 28 января / 8 февраля 1725.
400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 112.
Петр I (Великий; 1672–1725) — младший сын царя Алексея Михайловича. С 1682 года — царь (до 1696 года совместно с братом Иоанном V). С 1721 года — первый император всероссийский. Проводимая им внешняя и внутренняя политика имела целью интеграцию России в международную европейскую систему. При Петре I реформированию подверглись все сферы общественной жизни: государственное управление, церковь, армия, образование, бытовая культура. Основал российский флот, вел войны с Турцией за выход к Черному морю и со Швецией — к Балтийскому, чтобы обеспечить России водный путь в Западную Европу.
Иконографический тип портрета определяли как «версальский». Якобы «версальский оригинал поясной, без рук; подарен Петром Лудовику XV». Легенда связывает этот портрет с авторством И. Риго. В Версале есть подобный портрет, однако, по мнению французских коллег, он восходит к портрету работы Питера ван дер Верфа из Государственного Эрмитажа. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 32.
Peter I (the Great; 1672–1725) was the younger son of the Tsar Alexei Mikhailovich. He became Tsar in 1682 (until 1696, he ruled jointly with his brother Ivan V). From 1721, he was the first Emperor of All the Russias.
The iconographical type of the portrait was described as the “Versailles” one. It was supposed to be “the Versailles original half-length portrait, with hands not depicted; given to Louis XV by Peter the Great”.
A legend says that the portrait was painted by Hyacinthe Rigaud. There is a similar portrait in Versailles, but French art historians believe that it originates from a portrait by Pieter van der Werff housed in the State Hermitage.
Unknown painter