Баратта П. (Италия)

Аполлон


Бюст скульптурный

Начало XVIII века

Мрамор. 76 х 56 х 23


В мирном государстве должны процветать искусства, которые обычно олицетворяются Аполлоном, «стихотворцев начальником», и музами.

В Летнем саду стоят скульптуры Аполлона и Дианы, но они — и это редкое исключение — более позднего происхождения и не относятся к петровской коллекции. Обе скульптуры попали сюда в 1830 году из Михайловского замка. Когда война закончилась, на триумфальных воротах 1721 года были изображены Аполлон и музы на горе Парнас; они обозначали «все учения... которые во время войны молчат, а в мире свободу имеют»

Скульптурный бюст изображает Аполлона Феба (лучезарного), олицетворяющего Солнце. «Стрелы Аполлона пролетают огромное пространство, потому что солнце раскидывает свои лучи очень далеко; он бог-прорицатель, потому что солнце, освещая свой путь, должно видеть все, что произойдет и происходит; он покровитель муз и бог вдохновения, потому что солнце, неизменно совершая свой путь, устанавливает этим и поддерживает гармонию всей природы...» Лавровый венок на голове — это память о любимой им нимфе Дафне, которая, избегая его ухаживаний, обратилась в лавр.

«Бог — ей: «Если моей супругою стать ты не можешь,

Деревом станешь моим, — говорит, — принадлежностью будешь

Вечно, лавр, волос ты моих, и кифар, и колчанов».

(Овидий. «Метаморфозы»)

В числе прочих покупок Рагузинского, относящихся к концу 1716 — началу 1717 года, этот скульптурный бюст был зарисован в альбоме, что помогло уточнить его сюжет. Он прибыл в Россию вместе с первой большой партией бюстов и статуй, отправленных Рагузинским из Венеции.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 62.

Баратта Пьетро
1659, Каррара – 1729, Венеция

Итальянский скульптор венецианской школы. Один из мастеров раннего классицизма в пластике Венето. Родом из Каррары; с 1693 работал в Венеции в мастерской Ф. Кабьянка. Помимо Венеции исполнял заказы для собора в Удине, двора курфюрста Саксонии в Дрездене. Он был племянником скульптора Франческо Баратты-старшего (1590–1666), который работал в Риме в лаборатории Лоренцо Бернини. С 1716, уже будучи известным в Венето, Баратта исполнял заказы для России. Ему приписываются: Мир и Правосудие (Павловск), Зима, Венера, Флора и Адонис (Петродворец), Амфитрита (1717), Галатея, Аполлон (1720, все – Пушкин). В коллекции Летнего сада имеются следующие 11 мраморных скульптур Пьетро Баратта: статуи "Милосердие", "Правосудие", "Слава", "Мир и победа" (Ништадтский мир) (1722), бюсты "Вакх", "Камилла", "Юноша", "Женщина в диадеме", "Александр Македонский", "Аполлон" (1717), "Молодая женщина (Римлянка)". Эти оригиналы в период с 2009 по 2011 гг. были полностью отреставрированы и перемещены в Инженерный (Михайловский) замок в Санкт-Петербурге на постоянное музейное хранение. С 2012 года в Летнем саду находятся их точные копии, выполненные из искусственного мрамора.

Baratta P. Italy

Apollo


Бюст скульптурный

Early 18th century

Marble. 76 х 56 х 23


В мирном государстве должны процветать искусства, которые обычно олицетворяются Аполлоном, «стихотворцев начальником», и музами.

В Летнем саду стоят скульптуры Аполлона и Дианы, но они — и это редкое исключение — более позднего происхождения и не относятся к петровской коллекции. Обе скульптуры попали сюда в 1830 году из Михайловского замка. Когда война закончилась, на триумфальных воротах 1721 года были изображены Аполлон и музы на горе Парнас; они обозначали «все учения... которые во время войны молчат, а в мире свободу имеют»

Скульптурный бюст изображает Аполлона Феба (лучезарного), олицетворяющего Солнце. «Стрелы Аполлона пролетают огромное пространство, потому что солнце раскидывает свои лучи очень далеко; он бог-прорицатель, потому что солнце, освещая свой путь, должно видеть все, что произойдет и происходит; он покровитель муз и бог вдохновения, потому что солнце, неизменно совершая свой путь, устанавливает этим и поддерживает гармонию всей природы...» Лавровый венок на голове — это память о любимой им нимфе Дафне, которая, избегая его ухаживаний, обратилась в лавр.

«Бог — ей: «Если моей супругою стать ты не можешь,

Деревом станешь моим, — говорит, — принадлежностью будешь

Вечно, лавр, волос ты моих, и кифар, и колчанов».

(Овидий. «Метаморфозы»)

В числе прочих покупок Рагузинского, относящихся к концу 1716 — началу 1717 года, этот скульптурный бюст был зарисован в альбоме, что помогло уточнить его сюжет. Он прибыл в Россию вместе с первой большой партией бюстов и статуй, отправленных Рагузинским из Венеции.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 62.

Baratta Pietro
1659, Carrara – 1729, Venice

An Italian sculptor of the Venice school. One of the early Classicism masters in Veneto plastic arts. Born in Carrara, he worked at F. Cabianca's workshop in Venice since 1693. Apart from his work in Venice he performed commissions for the Udine Cathedral and the court of Saxony prince-elector in Dresden. He was a nephew of the sculptor Francesco Baratta the Elder (1590–1666), who worked in Lorenzo Bernini's laboratory in Rome. Since 1716, already being famous in Veneto, Baratta performed commissions for Russia. The following works are attributed to him: Peace and Justice (Pavlovsk), Winter, Venus, Flora and Adonis (Peterhof), Amphitrite (1717), Galatea, Apollo (1720, all situated in Pushkin). In the Summer Garden collection there are 11 marble sculptures by Pietro Baratta: statues "Mercy", "Justice", "Glory", "Peace and Victory" (The Treaty of Nystad) (1722), busts "Bacchus", "Camilla", "Boy", "Woman in Diadem", "Alexander the Great", "Apollo" (1717), "Young Woman (Roman)". In the period of 2009–2011 these original sculptures were fully renovated and replaced to the Engineers' Castle (St. Michael's Castle) in Saint Petersburg for permanent museum preservation. Since 2012 their exact copies made of marezzo marble are situated in the Summer Garden.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library