Лампи старший И. Б.

Портрет князя П.А. Зубова


Между 1792 и 1796

Холст, масло. 109 х 90

Пост. в 1925 от В. П. Зубова, Ленинград


Платон Александрович Зубов стал последним фаворитом стареющей императрицы. По свидетельствам современников он был человеком «недалекого ума и малообразованный, но зато видный собой и отлично владевший французским языком». Зубов начал свою карьеру поручиком Конной гвардии. В 1789 году он назначен флигель-адъютантом, через четыре года получил звание генерал-адъютанта и шефа Кавалергардского корпуса, а с 1794 года становится генерал-фельдцехмейстером и Новороссийским генерал-губернатор. А в 1796 году он уже руководит Черноморским флотом. Одним словом, в последние годы царствования Екатерины Платон Зубов сосредоточивает в своих руках 13 должностей. Императрица питала к своему любимцу безграничное доверие и лишь в редких случаях обходилась без его советов. Значение Зубова умерялось лишь влиянием Потемкина, но по смерти последнего он становится всесильным при дворе. К нему переходит высшее военное управление; в вопросах дипломатических он начинает играть огромную роль. Управлявший до тех пор иностранной коллегией граф А. А. Безбородко вынужден был фактически уступить ему свое президентство.

Власть и почет сделали Зубова до крайности самонадеянным и высокомерным. Эти качества великолепно прочитываются в парадном портрете фаворита, написанным художником Лампи. Пышность антуража, роскошный наряд, даже броская красота модели не скрывает внутренней пустоты, душевной холодности корыстолюбивого и жестокого человека. Художник холодно относился к екатерининскому любимцу и отмечал, что «Зубову хотелось овладеть всем, что когда-то принадлежало Потемкину. Но он не мог присвоить себе главного: ум и характер своего предшественника, его силу, волю и бурный темперамент». Как ни странно, портрет понравился императрице, она осыпала Лампи милостями, назначив угодившему ей мастеру ежемесячное содержание в 300 рублей золотом на квартиру и экипаж.

Зубов Платон Александрович (1767–1822). Генерал-фельдцейхмейстер, почетный вольный общник ИАХ. Сын А. Н. Зубова. Фаворит Екатерины II. С 1793 граф, с 1796 светлейший князь. Участвовал в заговоре 1801 против Павла I. Портретная галерея Русского музея. Лица России. СПб. 2012. С. 93.

Лампи старший Иоганн Баптист
1751, Ромено (Южный Тироль) - 1830, Вена

Работал в России с 1792 по 1797.

Австрийский живописец, миниатюрист. Портретист. Писал также картины на исторические и мифологические сюжеты, алтарные образа. Сын тирольского художника М. Лампи. Учился у Ф. Кёнига и Ф. -Н. Штрайхера в Зальцбурге, у братьев Фр. и Д. Лоренци в Вероне. С 1770 по 1780 работал в Италии. В 1773 был избран в члены Веронской Академии художеств. В 1781-1788 находился в Австрии. В 1786 получил звание профессора Венской Академии художеств за пор-трет Иосифа II в костюме Великого магистра ордена Золотого Руна. В 1788-1791 работал в Польше по приглашению короля Станислава Августа Понятовского. В 1791 возвратился в Вену, затем принял приглашение Г. А. Потемкина и выехал в его ставку в Яссах. После смерти Г. А. Потемкина переехал в Петербург. С 1794 почетный вольный общник Императорской Академии Художеств. Давал уроки русским художникам (с 1792 по 1794 у Лампи обучался В. Боровиковский). С 1800 возглавлял Совет Венской Академии художеств. В 1822 передал мастерскую И. -Б. Лампи Младшему и практически перестал работать.

Lampi J. B. I

Портрет князя П.А. Зубова


Между 1792 и 1796

Oil on canvas.


Платон Александрович Зубов стал последним фаворитом стареющей императрицы. По свидетельствам современников он был человеком «недалекого ума и малообразованный, но зато видный собой и отлично владевший французским языком». Зубов начал свою карьеру поручиком Конной гвардии. В 1789 году он назначен флигель-адъютантом, через четыре года получил звание генерал-адъютанта и шефа Кавалергардского корпуса, а с 1794 года становится генерал-фельдцехмейстером и Новороссийским генерал-губернатор. А в 1796 году он уже руководит Черноморским флотом. Одним словом, в последние годы царствования Екатерины Платон Зубов сосредоточивает в своих руках 13 должностей. Императрица питала к своему любимцу безграничное доверие и лишь в редких случаях обходилась без его советов. Значение Зубова умерялось лишь влиянием Потемкина, но по смерти последнего он становится всесильным при дворе. К нему переходит высшее военное управление; в вопросах дипломатических он начинает играть огромную роль. Управлявший до тех пор иностранной коллегией граф А. А. Безбородко вынужден был фактически уступить ему свое президентство.

Власть и почет сделали Зубова до крайности самонадеянным и высокомерным. Эти качества великолепно прочитываются в парадном портрете фаворита, написанным художником Лампи. Пышность антуража, роскошный наряд, даже броская красота модели не скрывает внутренней пустоты, душевной холодности корыстолюбивого и жестокого человека. Художник холодно относился к екатерининскому любимцу и отмечал, что «Зубову хотелось овладеть всем, что когда-то принадлежало Потемкину. Но он не мог присвоить себе главного: ум и характер своего предшественника, его силу, волю и бурный темперамент». Как ни странно, портрет понравился императрице, она осыпала Лампи милостями, назначив угодившему ей мастеру ежемесячное содержание в 300 рублей золотом на квартиру и экипаж.

Зубов Платон Александрович (1767–1822). Генерал-фельдцейхмейстер, почетный вольный общник ИАХ. Сын А. Н. Зубова. Фаворит Екатерины II. С 1793 граф, с 1796 светлейший князь. Участвовал в заговоре 1801 против Павла I. Портретная галерея Русского музея. Лица России. СПб. 2012. С. 93.

Lampi Johann Baptist I
1751, Romeno, Southern Tyrol — 1830, Vienna

Austrian painter, miniaturist, portraitist, author of compositions on historical and mythological themes. Son of the Tyrolean artist Matteo Lampi. Studied under F. Kb'nig and F. N. Streicher in Salzburg, thereafter under F. and D. Lorenzi in Verona. Worked in Italy (1770-1780), Austria (1781-1788), Poland (1788-1791) at the invitation of the King Stanistaw August Poniatowski, and in Russia (1792-1797). Member of the Verona Academy of Arts (from 1773), professor of the Vienna Academy of Arts (from 1786) for the portrait of Joseph II as a Grand Master of the Order of the Golden Fleece; honoured associate member of the St Petersburg Academy of Arts (from 1794). Taught Russian artists. Head of the Council of the Verona Academy of Arts (from 1800). Handed over his studio to Johann Baptiste Lampi the Younger and practically stopped working (1822).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library