Моллер Ф. А.

Портрет Н. В. Гоголя


Начало 1840-х

Холст, масло. 46,3 х 37

Пост. в 1923 из Строгановского дворца-музея; ранее — собрание Кочубей, Царское Село; П. М. Романова, Петроград; В. П. Кочубей, Киев


Моллер написал портрет Гоголя в счастливое для писателя время. Это был период окончания и выхода в свет первого тома „Мертвых душ". Портрет чужд академической атрибутивности, лишен каких бы то ни было признаков, свидетельствующих о профессии изображенного. Лишь напряженный взгляд и свободно распахнутый воротник рубашки позволяют характеризовать его как творческую личность в полном соответствии с романтической портретной концепцией, которая предполагала характеристику и оценку преимущественно внутреннего смысла человека, его духовной наполненности, а не принадлежности к социальной или профессиональной группе. Светлана Моисеева // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 326.

Гоголь Николай Васильевич (1809–1852) — великий русский писатель. Родился в г. Сорочинцы (Малороссия). С 1828 в Петербурге. С 1836 до 1848 жил преимущественно заграницей, в основном в Италии, иногда выезжая в Россию. Известность писателю принес сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832). Автор сборников «Миргород», «Арабески», «Петербургские повести», «Ревизор», «Женитьба», поэмы-романа «Мертвые души» и др. В 1847 опубликовал «Выбранные места из переписки с друзьями» – сборник эссе, посвященный вопросам литературы, искусства, философии, религии. В 1852 перед смертью сжег второй том «Мертвых душ». Портретная галерея Русского музея. Лица России. СПб. 2012. С. 115.

Моллер неоднократно писал портреты Н. В. Гоголя, с которым был хорошо знаком. Писатель, как и Моллер, приехал в Рим в 1838 и жил в Италии, иногда выезжая в Россию, до 1848. Из воспоминаний Ф.И. Иордана: «Мы трое: Александр Андреевич Иванов … позже Федор Антонович Моллер и я оставались вечерними посетителями Гоголя». И далее: «Иванов, Моллер и я каждый вечер сидели у Гоголя» (Иордан Ф. И. Записки. М., 1918. С. 184). Сам Гоголь считал портрет кисти Моллера своим единственным схожим изображением и гравированный Иорданом моллеровский портрет предпочитал другим. Самый ранний портрет Гоголя кисти Моллера, датированный 1840, был продан самим художником П.М. Третьякову (в настоящее время находится в Ивановском областном музее). Портрет, подписанный 1841, хранился в Полтавском государственном историко-краеведческом музее (пропал в годы ВОВ). Повторение этого портрета (не датированное) в ГТГ. Еще один портрет (1841), поступивший в 1899 в Русский музей от баронессы Нолькен, был выдан 20 июня 1941 на Лермонтовскую выставку (утрачен во время ВОВ). Портрет Н. В. Гоголя из собрания А. С. Хомякова находился в Государственном историческом музее. Существует еще несколько портретов писателя, принадлежность которых кисти Моллера вызывает сомнение. 

Моллер Отто Фридрих Теодор, фон (Федор Антонович)
1812, Кронштадт – 1874, Санкт-Петербург

Живописец. Автор исторических картин, портретист, писал жанровые, религиозные композиции. Представитель старинного немецкого рода, с XV века обосновавшегося на о. Эзель (Сааремаа) в Эстляндии. Сын адмирала, морского министра Бернда Отто (Антона Васильевича) фон Моллера. С 1817 по 1826 учился в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, который окончил со званием мичмана. Позднее был зачислен адъютантом в Семеновский полк. С 1828 в свободное от службы время посещал рисовальные классы Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика, прослушал курс анатомии И. В. Буяльского в Медикохирургической академии. В 1830 принимал участие в военных действиях в Польше. С 1835 — в отставке. В 1832 на выставке в Императорской Академии художеств представил картину «Битва при Остроленке», созданную под впечатлением от военной кампании. В 1834 получил вторую серебряную медаль, в 1835 — вторую золотую. В 1837 начал обучение у К. П. Брюллова; в том же году получил первую золотую медаль и звание назначенного. С 1838 — в Риме, сначала «на собственный счет». С 1840 — академик за картину «Поцелуй». Получил от Кабинета Его Императорского Величества двухлетнее содержание для проживания в Италии. В 1842–1843 работал в Санкт-Петербурге, с 1844 — в Италии. В 1847 ненадолго приезжал в Россию, с 1848 — в Вене, с 1849 — снова в Италии. В 1856 за картину «Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмосе во время вакханалий» (ГРМ) получил звание профессора исторической живописи. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1858–1861). С 1860 периодически ездил в Италию и Германию. Последние годы провел в своем имении на о. Эзель (Сааремаа) в Эстляндии.

Моллер Ф. А.

Портрет Н. В. Гоголя


Начало 1840-х

Oil on canvas.


Моллер написал портрет Гоголя в счастливое для писателя время. Это был период окончания и выхода в свет первого тома „Мертвых душ". Портрет чужд академической атрибутивности, лишен каких бы то ни было признаков, свидетельствующих о профессии изображенного. Лишь напряженный взгляд и свободно распахнутый воротник рубашки позволяют характеризовать его как творческую личность в полном соответствии с романтической портретной концепцией, которая предполагала характеристику и оценку преимущественно внутреннего смысла человека, его духовной наполненности, а не принадлежности к социальной или профессиональной группе. Светлана Моисеева // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 326.

Гоголь Николай Васильевич (1809–1852) — великий русский писатель. Родился в г. Сорочинцы (Малороссия). С 1828 в Петербурге. С 1836 до 1848 жил преимущественно заграницей, в основном в Италии, иногда выезжая в Россию. Известность писателю принес сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832). Автор сборников «Миргород», «Арабески», «Петербургские повести», «Ревизор», «Женитьба», поэмы-романа «Мертвые души» и др. В 1847 опубликовал «Выбранные места из переписки с друзьями» – сборник эссе, посвященный вопросам литературы, искусства, философии, религии. В 1852 перед смертью сжег второй том «Мертвых душ». Портретная галерея Русского музея. Лица России. СПб. 2012. С. 115.

Моллер неоднократно писал портреты Н. В. Гоголя, с которым был хорошо знаком. Писатель, как и Моллер, приехал в Рим в 1838 и жил в Италии, иногда выезжая в Россию, до 1848. Из воспоминаний Ф.И. Иордана: «Мы трое: Александр Андреевич Иванов … позже Федор Антонович Моллер и я оставались вечерними посетителями Гоголя». И далее: «Иванов, Моллер и я каждый вечер сидели у Гоголя» (Иордан Ф. И. Записки. М., 1918. С. 184). Сам Гоголь считал портрет кисти Моллера своим единственным схожим изображением и гравированный Иорданом моллеровский портрет предпочитал другим. Самый ранний портрет Гоголя кисти Моллера, датированный 1840, был продан самим художником П.М. Третьякову (в настоящее время находится в Ивановском областном музее). Портрет, подписанный 1841, хранился в Полтавском государственном историко-краеведческом музее (пропал в годы ВОВ). Повторение этого портрета (не датированное) в ГТГ. Еще один портрет (1841), поступивший в 1899 в Русский музей от баронессы Нолькен, был выдан 20 июня 1941 на Лермонтовскую выставку (утрачен во время ВОВ). Портрет Н. В. Гоголя из собрания А. С. Хомякова находился в Государственном историческом музее. Существует еще несколько портретов писателя, принадлежность которых кисти Моллера вызывает сомнение. 

Моллер Отто Фридрих Теодор, фон (Федор Антонович)
1812, Кронштадт – 1874, Санкт-Петербург

Живописец. Автор исторических картин, портретист, писал жанровые, религиозные композиции. Представитель старинного немецкого рода, с XV века обосновавшегося на о. Эзель (Сааремаа) в Эстляндии. Сын адмирала, морского министра Бернда Отто (Антона Васильевича) фон Моллера. С 1817 по 1826 учился в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, который окончил со званием мичмана. Позднее был зачислен адъютантом в Семеновский полк. С 1828 в свободное от службы время посещал рисовальные классы Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика, прослушал курс анатомии И. В. Буяльского в Медикохирургической академии. В 1830 принимал участие в военных действиях в Польше. С 1835 — в отставке. В 1832 на выставке в Императорской Академии художеств представил картину «Битва при Остроленке», созданную под впечатлением от военной кампании. В 1834 получил вторую серебряную медаль, в 1835 — вторую золотую. В 1837 начал обучение у К. П. Брюллова; в том же году получил первую золотую медаль и звание назначенного. С 1838 — в Риме, сначала «на собственный счет». С 1840 — академик за картину «Поцелуй». Получил от Кабинета Его Императорского Величества двухлетнее содержание для проживания в Италии. В 1842–1843 работал в Санкт-Петербурге, с 1844 — в Италии. В 1847 ненадолго приезжал в Россию, с 1848 — в Вене, с 1849 — снова в Италии. В 1856 за картину «Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмосе во время вакханалий» (ГРМ) получил звание профессора исторической живописи. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1858–1861). С 1860 периодически ездил в Италию и Германию. Последние годы провел в своем имении на о. Эзель (Сааремаа) в Эстляндии.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library