В работах Н. П. Богданова-Бельского, занимавшегося у жанристов В. Е. Маковского и И. М. Прянишникова в московском Училище живописи, ваяния и зодчества в 1884‑1889, своеобразно претворен интерес к детской теме. Крестьянин по происхождению, он хорошо знал характеры своих маленьких героев ‑ деревенских ребятишек, погруженных в размышления, сосредоточенно рассматривающих книжки, слушающих учителя. Тему сельской школы художник особенно любил. Ей посвящено большинство картин Богданова-Бельского, повествовавших о русской деревне нового века и утверждавших мысль об одаренности крестьянства и необходимости образования для него. Этой идеей руководствовались в те годы и многие прогрессивные педагоги России. Ряд полотен Богданова-Бельского изображает образцовую школу С. А. Рачинского в Татеве, которую некогда окончил и сам живописец. Правда, порой, мечтая о множестве образцовых школ для крестьянских детей, он до некоторой степени идеализировал облик и характеры персонажей, их взаимоотношения.
Подобных черт лишена картина "Сочинение". Ее крупные размеры подчеркивают важность, общественную значимость избранной темы. В центре отличающейся простотой композиции ‑ фигура сидящего за партой подростка, как бы высвеченная лучом из полутьмы. Тщательно выполненному в гамме охристых тонов полотну свойственна жизненная непосредственность. Полна естественной грации поза героя в бедной одежке, трогательно его миловидное бледное лицо в момент "мыслительного" процесса. Именно мотив раздумья, часто увлекавший художника, позволяет ему раскрыть в характере крестьянского школьника пытливость ума, искреннюю увлеченность процессом учения ‑ черты, которые в будущем помогут пареньку стать достойным человеком. Богданов-Бельский всем своим творчеством утверждал веру в это. В 1903, когда появилась картина "Сочинение", за заслуги перед отечественным искусством художник был удостоен звания академика живописи.
Богданов-Бельский Николай ПетровичЖивописец. До 1884 учился в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре; 1884–1889 – в Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); 1894–1895 – в Высшем художественном училище (ВХУ при ИАХ); 1890-е – в студиях Кормона и Коларосси (в Париже). С 1890 участник выставок. Член и экспонент объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) – 1890–1892, 1895–1904, 1906, 1908–1914 (с 1895 член); Московское общество любителей художеств (МОЛХ) – 1893–1894, 1897; Санкт-Петербургское общество художников (СПОХ) – 1894; Общество им. Куинджи (ОбК; председатель) – 1909–1921. С 1903 академик. С 1914 действительный член Академии художеств (ИАХ). С 1921 жил в Латвии.
В работах Н. П. Богданова-Бельского, занимавшегося у жанристов В. Е. Маковского и И. М. Прянишникова в московском Училище живописи, ваяния и зодчества в 1884‑1889, своеобразно претворен интерес к детской теме. Крестьянин по происхождению, он хорошо знал характеры своих маленьких героев ‑ деревенских ребятишек, погруженных в размышления, сосредоточенно рассматривающих книжки, слушающих учителя. Тему сельской школы художник особенно любил. Ей посвящено большинство картин Богданова-Бельского, повествовавших о русской деревне нового века и утверждавших мысль об одаренности крестьянства и необходимости образования для него. Этой идеей руководствовались в те годы и многие прогрессивные педагоги России. Ряд полотен Богданова-Бельского изображает образцовую школу С. А. Рачинского в Татеве, которую некогда окончил и сам живописец. Правда, порой, мечтая о множестве образцовых школ для крестьянских детей, он до некоторой степени идеализировал облик и характеры персонажей, их взаимоотношения.
Подобных черт лишена картина "Сочинение". Ее крупные размеры подчеркивают важность, общественную значимость избранной темы. В центре отличающейся простотой композиции ‑ фигура сидящего за партой подростка, как бы высвеченная лучом из полутьмы. Тщательно выполненному в гамме охристых тонов полотну свойственна жизненная непосредственность. Полна естественной грации поза героя в бедной одежке, трогательно его миловидное бледное лицо в момент "мыслительного" процесса. Именно мотив раздумья, часто увлекавший художника, позволяет ему раскрыть в характере крестьянского школьника пытливость ума, искреннюю увлеченность процессом учения ‑ черты, которые в будущем помогут пареньку стать достойным человеком. Богданов-Бельский всем своим творчеством утверждал веру в это. В 1903, когда появилась картина "Сочинение", за заслуги перед отечественным искусством художник был удостоен звания академика живописи.
Bogdanov-Belsky Nikolai Petrovich 1868, Shitiki (Smolensk Province) - 1945, BerlinPainter, portraitist, genre artist. Studied icon painting at the St Sergius Trinity Monastery (before 1884), at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1884–1889), Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894–1895), Fernand Cormon''''s studio and Académiede Filippo Colarossi in Paris (late 1890s). Academician (1903), full member of the Imperial Academy of Arts (1914). Contributed to the exhibitions of the Society of Travelling Art Exhibitions (1890–1892,1895–1918; member from 1895), Moscow Society of Lovers of the Arts (1893–1994, 1897), Petersburg Society of Artists (1894), Exhibitions of Modern Trends in Russian Art (1908), Contemporary Russian Art (Kazan, 1909), the Arkhip Kuindzhi Society (1909–1921, chairman), the 1st State Free Exhibition of Works of Art (1919), All-Russian Exhibition in Nizhny Novgorod (1896), World Exhibition in Paris (1900) and the Exhibition of Russian Art in New York (1924). Lived in Riga (from 1921).