Диттенбергер Густав

Старик-каменотес на набережной Невы


Год создания: 1858

Размер: 98 х 80

Техника: Холст, масло


Через год после приглашения в Россию для участия в росписи дворца великой княгини Марии Николаевны (Мариинский дворец) австрийский живописец Г. Диттенбергер создал картину «Старик-каменотес на набережной Невы». Судя по изображению Петропавловской крепости на дальнем плане, художник изобразил каменотесов на Дворцовой набережной – старейшей каменной набережной Петербурга.  

К середине XVIII века все самые большие и красивые здания столицы строились вдоль берегов Невы, сами же невские набережные по-прежнему оставались деревянными. Поэтому одним из первых указов вступившей на российский престол Екатерины II учреждалась "Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы", которая занялась в первую очередь разработкой проекта облицовки набережных Невы камнем. Был издан специальный указ, в котором говорилось: "Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные". В 1762 году закончилось строительство Зимнего дворца, и первая каменная набережная была сооружена именно здесь. Почти на двадцать лет невские набережные стали строительной площадкой. Работа была нелегкой и трудоемкой, ведь укрепить берега Невы из-за их зыбкости было достаточно сложно. Сначала вбивали сваи, а затем пространство между ними заполняли землей и булыжником. После укрепления берега реки облицовывали блоками розового финского морского гранита, или питерлита. Из квадров этого камня были собраны стены, парапеты и тротуары первых каменных набережных Петербурга - Дворцовой, Галерной, Зимней канавки, Екатерининского канала. Блоки гранита вырубали на морских островах в Финляндии к югу от города Хамина и вблизи Котки. Там же на них высекали номера, а по ним укладывали камень в набережных. Набережные делали достаточно высокими, помня об опасности наводнений. В ходе работ сооружали и спуски к Неве, служившие причалами. Полностью завершено сооружение Дворцовой набережной было в ноябре 1767 года.

Диттенбергер Густав
(1794, Баден, Австрия – 1879, Москва)
Array

Австрийский живописец и гравер, в детстве занимался скульптурой и живописью.

Учился в Гейдельбергском университете и одновременно брал частные уроки живописи у К. Роттмана и Я. Ру. С 1821 учился в Мюнхене у П. Корнелиуса и в Париже у А. Гро. В 1857 был приглашен для участия в росписях Мариинского дворца в Санкт-Петербурге. Писал образа для православных церквей Петербурга и Москвы. Исполнил ряд рисунков (карандаш, тушь) на темы русской истории, написал виды Казанского собора в Санкт-Петербурге. Прославился большой многофигурной картиной (190 фигур) "Благодарность русского народа императору Александру II за освобождение крестьян". С 1871 жил и работал в Москве.

Dittenbergger Hans Gustav von

Eldery Stonemason on the Neva Embankment


Technique: Oil on canvas


The Austrian artist Hans Gustav von Dittenberger came to Russia by the invitation to take part in creating murals for the palace of Grand Duchess Maria Nikolaevna (The Mariinsky Palace). A year later he produced the painting “Eldery Stonemason on the Neva Embankment”. Regarding the depiction of the Peter and Paul Fortress in the background, the artist presented the stonemasons on the Palace Embankment, the oldest stone embankment of St. Petersburg.

To the middle of the 18th century the biggest and most beautiful buildings of the capital were being built along the Neva embankment but the embankments themselves remained to be wooden. That’s why Catherine II who came to the Russian throne in 1762 established the Commission for the St. Petersburg and Moscow Stone Construction by one of her first decrees. The Commission started with the developing of the project of facing the Neva embankments with the stone. The special decree was issued and it told that “Here in St. Petersburg the banks should be faced with stone in front of all our palaces, gardens and state buildings”. The Winter Palace was completed in 1762 and it was in front of it where the first stone embankment was constructed. The banks of the Neva had become the building site for almost 20 years. The work was not easy and took a lot of efforts as it was quite difficult to strengthen the river’s banks because of their unsteadiness. First the piles were hammered in and then the space between them was filled with eath and cobblestone. Having strengthened the bank one started facing it with blocks of pink Finnish granite or Piterlite (named after the bay of Peterlahti of Piterlaks). The walls, parapets and pavements of the first stone embankments of St. Petersburg – The Palace embankment, Galernaya, the embankments of the Winter Canal and the Ekaterinhof Canal (from a galley – a kind of ship with rows) were built from the blocks of this stone. The blocks of the granite were quarried on islands in Finland to the south of the towns Hamina and Kotka. The embankment were constructed high enough keeping in mind the danger of floods. During the works the quays on the Neva were built. The Palace Embankment was completed in November 1767.`

Dittenbergger Hans Gustav von
1794, Baden, Austria - 1879, Moscow
Array

Австрийский живописец и гравер, в детстве занимался скульптурой и живописью.

Учился в Гейдельбергском университете и одновременно брал частные уроки живописи у К. Роттмана и Я. Ру. С 1821 учился в Мюнхене у П. Корнелиуса и в Париже у А. Гро. В 1857 был приглашен для участия в росписях Мариинского дворца в Санкт-Петербурге. Писал образа для православных церквей Петербурга и Москвы. Исполнил ряд рисунков (карандаш, тушь) на темы русской истории, написал виды Казанского собора в Санкт-Петербурге. Прославился большой многофигурной картиной (190 фигур) "Благодарность русского народа императору Александру II за освобождение крестьян". С 1871 жил и работал в Москве.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library