Мухина В. И.

Женский портрет


1915

Гипс тонированный. 50 х 18 х 25

Пост. в 1963, дар В. А. Замкова


Важнейшим этапом творческого становления Веры Мухиной были годы, проведенные в Париже, в кругу учеников Эмиля Бурделя (1912–1914). В работах середины 1910-х годов скульптор явно стремилась следовать принципиальным установкам мастера в поисках строгой пластической архитектоники объемов, монументализирующей обобщенности моделировки, идеализирующей возвышенности портретных образов. Утверждаемое в педагогической практике Бурделя главенство рисунка как метода синтетического осмысления натуры, равно как и внимательное знакомство с памятниками искусства эпохи Ренессанса (возвращение в Россию летом 1914 года было одновременно путешествием по городам Италии), во многом способствовали неоклассическому „настрою“ произведений Мухиной. Неоклассицизм. СПб. 2008. С. 206.

Возвращение В. И. Мухиной в Москву совпало с началом Первой мировой войны. Охваченная всеобщим патриотизмом, скульптор оканчивает курсы сестер милосердия и работает в военном госпитале. Вместе с тем Мухина находит время и для занятий скульптурой. Художественный опыт, полученный в период обучения в Париже и путешествия по Италии, требовал систематизации и осмысления. Она делает ряд натурных штудий («Стоящий юноша», 1915, СК-1888; «Несущий камень», 1916, СК-1889) и продолжает работать в портрете. В пластическом решении работ этого периода проявляется «метание между кубистической формой и реализмом, желание соединить несовместимое — реальность и абстракцию». В то же время Мухина сознательно отходит от формалистических опытов и геометризации формы. Через много лет она скажет: «Я ни в чем не раскаиваюсь, не отвергаю своих поисков в кубизме. Кубизм дал мне много ценного: остроту формы, ощущение объемности, познание равновесия зрительных объемов»*. Наталья Логдачева. Первые скульптурные работы В. И. Мухиной // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 17-18.

*Воронова О. И. Вера Игнатьевна Мухина. М., 1976. С. 39.



Мухина Вера Игнатьевна
1889, Рига — 1953, Москва

Скульптор; работала в монументально-декоративной скульптуре, портретист, график, дизайнер, модельер. мастер ДПИ и театрально-декорационного искусства.

Училась в ХШ К. Ф. Юона в Москве (1909–1911), в студии И. И. Машкова (1911), в скульптурной студии Н. А. Синицкой (1911–1912), в частных академиях Парижа — Ф. Коларосси, La Palette, La Grande Chaumière, у Э. А. Бурделя и в Академии изящных искусств (1912–1914). Участник выставок с 1920. Работала в монументальной, монументально-декоративной станковой скульптуре, в области ДПИ и театрально-декорационного искусства. 

 

 

Училась в московских частных студиях (1909–1912), продолжила образование в Париже у Э.-А. Бурделя (1912–1914), изучала искусство в Италии. Окончив курсы сестер милосердия, работала в лазаретах (1914–1918), Камерном театре Таирова (1916–1917). Участвовала в осуществлении плана монументальной пропаганды. Участник выставок (с 1920). Член МПССХ (1917, член правления), производственного кооператива при отделе ИЗО Наркомпроса «Монолит» (1919–1920), общества «4 искусства» (1924), ОРС (1, 2). Преподавала во ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1921, 1926–1930). В 1927 на выставке к 10-летнему юбилею Октябрьской революции скульптуре «Крестьянка» присуждена первая премия. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942), народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947, член президиума). Лауреат Государственных премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). Жила и работала в Москве (с 1907), Воронеже (1931–1932). Общество русских скульпторов. СПб, 2015. С. 105.

 

 

Основные даты жизни и творчества

1889

Родилась 1 июля (19 июня) в Риге. Отец — Мухин Игнат Кузьмич, мать — Мухина Надежда Вильгельмовна, урожденная Мюге.

1891

После смерти матери вместе с сестрой Марией вывезена отцом в усадьбу Кочаны Смоленской губернии, затем в Феодосию. Веру и Марию воспитывает подруга матери А. С. Соболевская.

1898–1904

Учится в гимназии в Феодосии, занимается рисованием с В. Н. Трегубовым.

1904

После смерти отца переезжает в Курск. Продолжает занятия рисунком и живописью. Летом путешествует по Германии.

1906

Оканчивает гимназию в Курске.

1907

Переезжает в Москву.

1908–1911

Занимается живописью и рисунком в частной школе К. Ф. Юона. Посещает скульптурную студию Н. А. Синицыной. Знакомится с Л. С. Поповой, Н. А. Прудковской (Удальцовой) и Л. В. Гольд.

1911–1912

Занимается живописью и рисунком в мастерской И. И. Машкова.

1912

Едет в Париж. Занимается скульптурой в academie de la Grande Chaumière у Э.-А. Бурделя, рисунком в школе Ф. Коларосси, посещает Academie des Beaux Arts, вместе с Н. А. Удальцовой и Л. С. Поповой в течение трех месяцев изучает кубистический метод искусства в академии «La Palette» у А. Ле Фоконье и Ж. Метценже. Лето проводит в усадьбе Кочаны. Снова едет в Париж. Снимает ателье вместе с И. Бурмейстер.

1914

Путешествует по Франции и Италии с И. Бурмейстер и Л. С. Поповой. По возвращении в Россию проходит курсы сестер милосердия и работает в лазаретах до середины 1918 года.

1915–1916

Знакомится с А. А. Экстер. Участвует в оформлении спектакля «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского в московском Камерном театре (1916, режиссер А. Я. Таиров).

1918

Работает над проектом памятника Н. И. Новикову (не осуществлен) в рамках ленинского плана монументальной пропаганды. 11 августа выходит замуж за А. А. Замкова.

1919

Работает в артели «Монолит». Участвует в конкурсах на памятники Революции для города Клина, «Освобожденному труду», В. А. Загорскому и Я. М. Свердлову («Пламя революции») для Москвы (не осуществлены).

1920

9 мая родился сын Всеволод. Первая половина 1920-х Во время Гражданской войны работает в журнале «Красная нива», делает плакаты, обложки для конфет, этикетки. Занимается конструированием моделей одежды, сотрудничает с художниками-модельерами Н. П. Ламановой, А. А. Экстер, Л. С. Поповой.

1924

Участвует в конкурсе на памятник А. Н. Островскому для Москвы. Вступает в члены общества художников «Четыре искусства».

1925

Издает совместно с Н. П. Ламановой альбом «Искусство в быту». Получает Гран-при за модели одежды на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (в соавторстве с Н. П. Ламановой).

1926–1927

Вступает в ОРС (1926). Ведет классы лепки в художественно-промышленном техникуме при Музее игрушки в Москве.

1927–1930

Преподает скульптуру во ВХУТЕИНе. Едет в Париж; посещает мастерские О. Цадкина, К. Бранкузи, Х. Орловой, Ж. Липшица и других. Участвует в оформлении советских экспозиций на различных международных выставках. В 1930 участвует в конкурсе на проект памятника Т. Г. Шевченко для Харькова, в оформлении Дворца культуры в Воронеже.

1930–1932

Ссылка с семьей в Воронеж с конфискацией имущества из-за доносов на мужа.

1932

Возвращается в Москву благодаря хлопотам М. Горького, С. А. Замкова, Н. П. Ламановой, Е. П. Пешковой. Работает вместе с Л. А. Бруни и В. А. Фаворским над интерьерами Музея охраны материнства и младенчества в Москве.

1934

Работает консультантом опытного завода при Экспериментальном институте стекла в Ленинграде.

1936–1937

Участвует в конкурсе на скульптурное оформление Советского павильона на Международной выставке в Париже 1937 года (архитектор Б. М. Иофан): создает скульптурную группу «Рабочий и колхозница» (удостоена Гран-при Международной выставки).

1938

Участвует в конкурсе на памятник спасению челюскинцев (не осуществлен). Работает над эскизами монументально-декоративных композиций для нового Москворецкого моста (не осуществлены). Награждена орденом Трудового Красного Знамени.

1938–1939

Участвует в конкурсах на памятники М. Горькому для Москвы и Горького; на скульптурное оформление Советского павильона на Международной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Конец 1930-х — 1940. Сотрудничает с Ленинградской зеркальной фабрикой. Участвует в конкурсе на проект памятника Ф. Э. Дзержинскому в Москве (не осуществлен).

1941

Удостоена Государственной премии СССР за скульптурную группу «Рабочий и колхозница». Уезжает в эвакуацию на Урал.

1942

Возвращается в Москву. Смерть А. А. Замкова.

1943

Удостоена звания народного художника СССР и Государственной премии СССР за портреты Б. А. Юсупова и И. Л. Хижняка.

1944

Оформляет спектакль «Электра» по трагедии Софокла в Театре им. Евг. Вахтангова в Москве. Работает над проектом памятника «Защитникам Севастополя» (не осуществлен).

1945

Участвует в конкурсе на памятник П. И. Чайковскому для Москвы (установлен в 1954 году перед зданием Московской государственной консерватории). Награждена орденом «Знак Почета». Едет в Финляндию, во Францию (для участия в Национальном конгрессе французских женщин).

1946

Удостоена Государственной премии СССР за портрет академика А. Н. Крылова (1945).

1947

Избрана действительным членом АХ СССР, членом президиума АХ СССР (избиралась ежегодно до 1953 года).

1948

Работает над проектом памятника Юрию Долгорукому для Москвы (не осуществлен).

1949–1951

Работает совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой над памятником М. Горькому в Москве по проекту И. Д. Шадра (архитектор З. М. Розенфельд).

1950

Создание скульптурной композиции «Требуем мира!» авторским коллективом под руководством Мухиной.

1951

Удостоена Государственной премии СССР за композицию «Требуем мира!».

1952

Осуществляет памятник М. Горькому в городе Горьком (архитекторы П. П. Штеллер, В. В. Лебедев). Удостоена Государственной премии СССР за памятник М. Горькому для Москвы.

1953

Скончалась 6 октября. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Основные даты жизни и творчества // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 148-149.

Mukhina V.I.

Женский портрет


1915

50 х 18 х 25


Важнейшим этапом творческого становления Веры Мухиной были годы, проведенные в Париже, в кругу учеников Эмиля Бурделя (1912–1914). В работах середины 1910-х годов скульптор явно стремилась следовать принципиальным установкам мастера в поисках строгой пластической архитектоники объемов, монументализирующей обобщенности моделировки, идеализирующей возвышенности портретных образов. Утверждаемое в педагогической практике Бурделя главенство рисунка как метода синтетического осмысления натуры, равно как и внимательное знакомство с памятниками искусства эпохи Ренессанса (возвращение в Россию летом 1914 года было одновременно путешествием по городам Италии), во многом способствовали неоклассическому „настрою“ произведений Мухиной. Неоклассицизм. СПб. 2008. С. 206.

Возвращение В. И. Мухиной в Москву совпало с началом Первой мировой войны. Охваченная всеобщим патриотизмом, скульптор оканчивает курсы сестер милосердия и работает в военном госпитале. Вместе с тем Мухина находит время и для занятий скульптурой. Художественный опыт, полученный в период обучения в Париже и путешествия по Италии, требовал систематизации и осмысления. Она делает ряд натурных штудий («Стоящий юноша», 1915, СК-1888; «Несущий камень», 1916, СК-1889) и продолжает работать в портрете. В пластическом решении работ этого периода проявляется «метание между кубистической формой и реализмом, желание соединить несовместимое — реальность и абстракцию». В то же время Мухина сознательно отходит от формалистических опытов и геометризации формы. Через много лет она скажет: «Я ни в чем не раскаиваюсь, не отвергаю своих поисков в кубизме. Кубизм дал мне много ценного: остроту формы, ощущение объемности, познание равновесия зрительных объемов»*. Наталья Логдачева. Первые скульптурные работы В. И. Мухиной // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 17-18.

*Воронова О. И. Вера Игнатьевна Мухина. М., 1976. С. 39.



Mukhina Vera Ignatievna
1889, Riga — 1953, Moscow

Sculptor, decorative and easel master, theatrical designer, applied artist, portraitist. Studied at the Konstantin Juon School of Art in Moscow (1909–1911), Ilya Mashkov’s studio (1911), under Émile Antoine Bourdelle and at the Académie de Filippo Colarossi, Académie de la Palette, Académie de la Grande-Chaumière and the Académie des Beaux-Arts in Paris (1912–1914). Contributed to exhibitions (from 1920).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library