Беннер Ж.

Беннер Ж. Портрет царя Иоанна Алексеевича


1821

Акварель, бумага на металлической пластинке. 14,3 x 10,7 (овал)


Иоанн (Иван) V Алексеевич (27 августа / 6 сентября 1666, Москва − 29 января / 8 февраля 1696, Москва) − сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урожденной Милославской. С раннего детства был болезненным и слабоумным. После смерти старшего брата, царя Федора Алексеевича, вместе со своим младшим братом Петром I царь-соправитель при регентше царевне Софье Алексеевне. После падения регентши Петр I формально сохранил двоевластие, хотя сам Иван не принимал никакого участия в государственных делах, ограничиваясь выполнением церемониальных обязанностей. 19 января 1684 вступил в брак с Прасковьей Федоровной Салтыковой (1664−1723); имел от нее пять дочерей, одна из которых − Анна Иоанновна − стала императрицей. Царствовал с 25 июня / 5 июля 1682 по 29 января / 8 февраля 1696.

400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 111.

Иоанн (Иван) V Алексеевич (27 августа (6 сентября) 1666, Москва — 29 января (8 февраля) 1696, там же) — русский царь в 1682—1696, из династии Романовых. Сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской. Соправитель Петра I.

Из-за нездоровья практически никогда напрямую не занимался государственными делами, а целиком посвятил себя семье. С 1682 по 1689 Россией управляла Софья, а в 1689 фактическая власть перешла к Петру.

Умер на 30-м году жизни, 29 января 1696 в Москве и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Жена: Прасковья Федоровна Салтыкова.

Дети: Мария, Феодосия (умерли во младенчестве), Екатерина, Анна, Прасковья. Из дочерей Ивана Анна Иоанновна впоследствии стала императрицей (правила в 1730—1740). Царствовавшим потомком Ивана V был также его правнук Иван VI Антонович (правил в 1740—1741).

Беннер Жан-Анри
3 августа 1776, Мюльхаузен, Эльзас — зима 1836, Париж

Французский художник-миниатюрист, портретист и пейзажист (есть сведения, что он занимался гравированием на меди и живописью на стекле).

Учился в Париже у одного из наиболее значительных акварелистов, литографов и мастеров портретной миниатюры Жана-Батиста Изабе (1767—1855). Время и сроки обучения определить затруднительно. Вероятно, обучение было недолгим и приходилось на 1803–1804 годы, когда Беннер, судя по документам, находился в Париже. В 1812 Беннером была выполнена большая серия портретов императорской фамилии Габсбургов. В 1815–1816 мастер работал в Варшаве, где написал ряд портретов польских аристократов, затем в Петербурге и, возможно, в Москве. Из России уехал не ранее 1825 года.
Из творческого наследия Беннера самым значительным было создание с 1816 по 1825 год по заказу российского Императорского Двора и частных лиц нескольких комплектов портретной галереи (24 портрета), представляющей царей и великих князей династии Романовых. Кроме того, художник получил разрешение на издание по своим оригиналам отдельного гравированного альбома, ставшего весьма популярным. Первые варианты этой «романовской галереи» были гравированы и изданы в Париже уже в 1817 году. Исполненные Беннером портреты иконографически являются в основном копиями известных оригиналов — Люддена, Токе, Жерара и Изабе.
Размеры миниатюр каждого комплекта были одинаковыми; размеры миниатюр разных комплектов различались крайне незначительно: не более чем на 0,3–0,7 мм. Но главное — каждый комплект отличался присущим только ему рисунком рамы, специально разработанным Беннером. Можно отметить и другие отличия, которые сводятся к разнице в цвете платья императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны на миниатюрах из разных коллекций.
Трудно с точностью определить, сколько комплектов было создано при жизни автора, так как сегодня в разных музеях и частных собраниях часто встречаются портреты из «беннеровских серий». Почти все они сохранились не целиком: так, три неполных комплекта находятся в собрании Эрмитажа (серия великого князя Николая Михайловича, серия из Зимнего дворца, а также серия, принадлежность которой определить пока затруднительно), три — в Павловском дворце-музее (серия Николая I, серия из коллекции Николая  II, две серии, происходящие из Гатчинского дворца-музея). Отдельные портреты находятся в Историческом музее (портрет императрицы Елизаветы Алексеевны) и в Музее изобразительных искусств им. А.  С.  Пушкина (портреты великих княгинь Екатерины Павловны и Анны Павловны), в некоторых провинциальных музеях и частных собраниях.
Портреты «романовской галереи» Русского музея поступили из коллекции принцессы Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской (дочери Георга Мекленбург-Стрелицкого и великой княгини Екатерины Михайловны, правнучки императора Павла  I) в 1924 году (бывшее собрание великого князя Михаила Павловича). Почти все портреты этого собрания (за исключением портрета великого князя Михаила Павловича) одеты в оригинальные золоченые рамы и имеют подпись и дату: 1817 или 1821 год. Серия из двадцати четырех портретов в оригинальном оформлении, созданных Беннером, принадлежащая Русскому музею, дошла до нас в первоначальном составе и представляет поистине уникальный случай сохранившегося живого ансамбля.

Benner Jean Henri

Беннер Ж. Портрет царя Иоанна Алексеевича


1821

Watercolours, .


Иоанн (Иван) V Алексеевич (27 августа / 6 сентября 1666, Москва − 29 января / 8 февраля 1696, Москва) − сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урожденной Милославской. С раннего детства был болезненным и слабоумным. После смерти старшего брата, царя Федора Алексеевича, вместе со своим младшим братом Петром I царь-соправитель при регентше царевне Софье Алексеевне. После падения регентши Петр I формально сохранил двоевластие, хотя сам Иван не принимал никакого участия в государственных делах, ограничиваясь выполнением церемониальных обязанностей. 19 января 1684 вступил в брак с Прасковьей Федоровной Салтыковой (1664−1723); имел от нее пять дочерей, одна из которых − Анна Иоанновна − стала императрицей. Царствовал с 25 июня / 5 июля 1682 по 29 января / 8 февраля 1696.

400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 111.

Иоанн (Иван) V Алексеевич (27 августа (6 сентября) 1666, Москва — 29 января (8 февраля) 1696, там же) — русский царь в 1682—1696, из династии Романовых. Сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской. Соправитель Петра I.

Из-за нездоровья практически никогда напрямую не занимался государственными делами, а целиком посвятил себя семье. С 1682 по 1689 Россией управляла Софья, а в 1689 фактическая власть перешла к Петру.

Умер на 30-м году жизни, 29 января 1696 в Москве и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Жена: Прасковья Федоровна Салтыкова.

Дети: Мария, Феодосия (умерли во младенчестве), Екатерина, Анна, Прасковья. Из дочерей Ивана Анна Иоанновна впоследствии стала императрицей (правила в 1730—1740). Царствовавшим потомком Ивана V был также его правнук Иван VI Антонович (правил в 1740—1741).

Benner Jean Henri
3 августа 1776, Мюльхаузен, Эльзас — зима 1836, Париж

Французский художник-миниатюрист, портретист и пейзажист (есть сведения, что он занимался гравированием на меди и живописью на стекле).

Учился в Париже у одного из наиболее значительных акварелистов, литографов и мастеров портретной миниатюры Жана-Батиста Изабе (1767—1855). Время и сроки обучения определить затруднительно. Вероятно, обучение было недолгим и приходилось на 1803–1804 годы, когда Беннер, судя по документам, находился в Париже. В 1812 Беннером была выполнена большая серия портретов императорской фамилии Габсбургов. В 1815–1816 мастер работал в Варшаве, где написал ряд портретов польских аристократов, затем в Петербурге и, возможно, в Москве. Из России уехал не ранее 1825 года.
Из творческого наследия Беннера самым значительным было создание с 1816 по 1825 год по заказу российского Императорского Двора и частных лиц нескольких комплектов портретной галереи (24 портрета), представляющей царей и великих князей династии Романовых. Кроме того, художник получил разрешение на издание по своим оригиналам отдельного гравированного альбома, ставшего весьма популярным. Первые варианты этой «романовской галереи» были гравированы и изданы в Париже уже в 1817 году. Исполненные Беннером портреты иконографически являются в основном копиями известных оригиналов — Люддена, Токе, Жерара и Изабе.
Размеры миниатюр каждого комплекта были одинаковыми; размеры миниатюр разных комплектов различались крайне незначительно: не более чем на 0,3–0,7 мм. Но главное — каждый комплект отличался присущим только ему рисунком рамы, специально разработанным Беннером. Можно отметить и другие отличия, которые сводятся к разнице в цвете платья императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны на миниатюрах из разных коллекций.
Трудно с точностью определить, сколько комплектов было создано при жизни автора, так как сегодня в разных музеях и частных собраниях часто встречаются портреты из «беннеровских серий». Почти все они сохранились не целиком: так, три неполных комплекта находятся в собрании Эрмитажа (серия великого князя Николая Михайловича, серия из Зимнего дворца, а также серия, принадлежность которой определить пока затруднительно), три — в Павловском дворце-музее (серия Николая I, серия из коллекции Николая  II, две серии, происходящие из Гатчинского дворца-музея). Отдельные портреты находятся в Историческом музее (портрет императрицы Елизаветы Алексеевны) и в Музее изобразительных искусств им. А.  С.  Пушкина (портреты великих княгинь Екатерины Павловны и Анны Павловны), в некоторых провинциальных музеях и частных собраниях.
Портреты «романовской галереи» Русского музея поступили из коллекции принцессы Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской (дочери Георга Мекленбург-Стрелицкого и великой княгини Екатерины Михайловны, правнучки императора Павла  I) в 1924 году (бывшее собрание великого князя Михаила Павловича). Почти все портреты этого собрания (за исключением портрета великого князя Михаила Павловича) одеты в оригинальные золоченые рамы и имеют подпись и дату: 1817 или 1821 год. Серия из двадцати четырех портретов в оригинальном оформлении, созданных Беннером, принадлежащая Русскому музею, дошла до нас в первоначальном составе и представляет поистине уникальный случай сохранившегося живого ансамбля.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library