Портрет Александра I


1825

Холст, масло. 239 х 152

Пост. в 1908 из собрания великого князя Сергея Александровича (дар)


Александр I (Благословенный; 1777—1825) — старший сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, урожденной принцессы Вюртембергской. Воспитывался бабушкой Екатериной II в духе философии просветительства. Вступил на престол в 1801 году после убийства отца группой заговорщиков. Главную цель его первоначальной внутренней политики составили уравнение сословий в правах и уничтожение крепостного права. В реализации поставленных целей в первые годы опирался на Негласный (или Интимный) комитет, состоявший из друзей юности, единомышленников, приверженцев конституционных форм правления. Был принят ряд указов, положивших начало ликвидации крепостничества. В «Положении об устройстве учебных заведений» (1803) утверждались три новых принципа: бессословность образования, бесплатность обучения на низших ступенях и преемственность учебных программ. Были основаны пять университетов, три лицея, в том числе Царскосельский. В губерниях, уездах и селах начали работать гимназии, уездные училища и приходские школы. После Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии имел огромный международный авторитет. На Венском конгрессе (1814-1815) инициировал создание Священного союза европейских монархов (1815), который сам и возглавил. Помимо успеха в борьбе с наполеоновской Францией, одержал еще ряд побед в войнах с Персией (1804—1813),Турцией (1806—1812) и Швецией (1808), в результате которых к Российской империи были присоединены Восточная Грузия (1801), Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Азербайджан (1813). 

Изображен в вицмундире лейб-гвардии Кавалергардского полка с орденами: Св. Андрея Первозванного (звезда), Подвязки (английский), Меча (шведский). В колодке: крест ордена Св. Георгия 4-й степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года» (серебряная на Андреевской ленте), военный орден Марии Терезии (австрийский), орден Железного Креста (прусский), военный орден Меча (шведский), крест «В память войны 1813-1814 годов» (австрийский) и медаль «В память войны 1813-1814 годов» (прусская).

Портретная галерея Русского музея. Лица России. СПб. 2012. С. 18.

Доу (Дау) Джордж
1781, Лондон — 1829, Кентиш-Таун (ныне Лондон)

Английский живописец; портретист.

Сын и ученик гравера Ф. Доу, старший брат гравера Г. Доу. Окончил Королевскую АХ в Лондоне (1803), академик (1813). Почетный член АХ Дрездена, Стокгольма, Парижа и Академии изящных искусств во Флоренции. В 1819 приехал в Россию по приглашению императора Александра I. Создал со своими русскими помощниками А. В. Поляковым и В. А. Голике 322 портрета генералов для Военной галереи Зимнего дворца. Исполнил множество частных заказов. В 1820 удостоен звания почетного вольного общника ИАХ. В 1828 получил звание «первого портретного живописца» императорского двора. В 1829 уехал в Лондон.

Сведения о реставрации

Зауер В. В.,: Серова Т. Б.Савенок В. В. (2000)

Состояние сохранности до реставрации:

В 1998 году при осмотре картины, было отмечено, что натяжение холста ослабло. С тыльной стороны по всей поверхности отпечатался рисунок разнохарактерного грунтового кракелюра с сильными втянутостями холста, темными пятнами   от прошедшего клея, лака или масла. Подрамник нуждался в замене.
С лицевой стороны имелись  фалды вдоль краев и по углам, вмятины, деформации холста.   По всей поверхности разнохарактерный жесткий грунтовый кракелюр с приподнятыми краями указывал на ослабление связи грунта с основой, на отдельных участках имелась угроза осыпей.  В верхней части картины был отчетливо виден рельеф с утолщением грунта по периметру прямоугольника вокруг головы и плеч Александра – размер «малого» портрета 70х60см.  Прямоугольник фона «малого» портрета выделялся   более темным тоном по сравнению с общим тоном фона остальной поверхности портрета. По характеру красочного слоя также была хорошо заметна «граница» между ними, особенно справа.  Видны авторские правки по некоторым деталям изображения.   Красочный слой был под   толстым слоем лаковой пленки, сильно пожелтевшей, неравномерной, со сгустками и затеками.  Реставрационные тонировки незначительные, по лаку, изменились в цвете – потемнели.

Перед предстоящей реставрацией были проведены комплексные исследования, благодаря которым появилось представление о процессе создания портрета. Вероятно, художник с самого начала предполагал писать портрет в рост, для чего была натянута на небольшой подрамник и загрунтована часть большого холста, соответствующая «прямоугольнику» и написан «малый» портрет Александра I.   На следующем этапе работы весь холст был натянут на большой подрамник, догрунтован, и по нему дописан портрет Александра Павловича в рост с небольшими авторскими правками.  Эти процессы   хорошо видны на рентгенограммах.

Комплекс проведенных мероприятий:

В результате проведенных реставрационных мероприятий был укреплен и уложен жесткий кракелюр грунта и красочного слоя. Удален старый реставрационный пластырь, заделаны прорывы основы.  Картина дублирована на новый холст и натянута на новый подрамник. Поверхность красочного слоя промыта от загрязнений. В места утрат подведен реставрационный грунт.  После восстановления прозрачности лакового слоя, подобрана методика утоньшения старого лака. Лак был утоньшен и выровнен по всей поверхности.  Скорректированы старые реставрационные тонировки.  Картина покрыта слоем реставрационного лака.  Выполнено тонирование мест утрат красочного слоя масляными красками. Поверхность покрыта финальным слоем реставрационного лака.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 104.

Portrait of Emperor Alexander I


1825

Oil on canvas. 239 х 152

Provenance: collection of Grand Duke Sergei Alexandrovich, Moscow (till 1905)


Alexander I (the Blessed; 1777–1825) was the older son of Emperor Paul I and Empress Marie Feodorovna, née the Princess of Württemberg. He was raised by his grandmother, Catherine the Great, in the spirit of the philosophy of the Enlightenment. He ascended to the throne in 1801, after his father was murdered by a group of conspirators. The main aims of his initial domestic policies were granting equal rights for land ownership and abolishing serfdom. In the first years of his reign, he relied on a Secret (or Intimate) Committee, comprised of friends from his youth, associates and supporters of a constitutional mode of government to help him realise these goals. He enacted a series of decrees that began the process of abolishing serfdom. In “Regulations on the Establishment of Educational Institutions” (1803), three new principles were established: classless education, free education at the lower levels and consistency of educational programs. Five universities and three lyceums, including the one in Tsarkoye Selo, were founded. After the Patriotic War of 1812 and the foreign campaign of the Russian army, he had great international authority. At the Congress of Vienna (1814–1815), he initiated the creation of a Holy Alliance of European Monarchs (1815), which he himself headed. He led victorious wars against Persia (1804–1813), Turkey (1806–1812) and Sweden (1808). As a result, Western Georgia (1801), Finland (1809), Bessarabia (1812) and Azerbaijan (1813) were added to the Russian Empire. He is depicted in the uniform of the Life Guards Cavalry Regiment with the following orders: St Andrew (star), Order of the Garter (England) and the Iron Cross (Prussia) and the military order of the Sword (Sweden). On the medal brooch: Cross of the Order of St George, Fourth Class; a medal inscribed with “In memory of the Patriotic War of 1812”, Order of the Iron Cross (Prussia), Military Order of Maria Theresa (Sweden), Military Order of the Sword (Sweden), cross “In Memory of the War of 1813–1814” (Austria) and medal in “In Memory of the War of 1813–1814” (Prussian).

Dawe George Edward
1781, London — 1829, Kentish Town (near London)

Painter, draughtsman; portraitist. Son and student of engraver F. Dawe. Elder brother of engraver Henry Edward Dawe. Studied at the Royal Academy of Arts in London (1803). Academician (1813). Honourary member of the academies of arts of Florence, Dresden, Stockholm and Paris. Worked in Russia at the invitation of Emperor Alexander I (1819). Together with his Russian assistances Alexander Polyakov and Vasily Golike created 322 portraits of Russian generals for the Military Gallery in the Winter Palace. Produced many paintings on commission. Honourary associate member of the Imperial Academy of Arts in St Petersburg (1820). First portrait painter of the Imperial Court (1828). Returned to London (1829).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library