Пфандцельт (Фанцельт, Фанцель, Фанзель) Лукас Конрад

Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны с арапчонком-скороходом


Год создания: 1757

Размер: 78,5 х 60

Техника: Холст, масло


Елизавета I Петровна (18/29 декабря 1709 — 25 декабря 1761) — российская императрица (с 1741). Незаконнорожденная дочь Петра I и Марты Скавронской, поэтому при официальном рассмотрении вопроса о престолонаследии в 1725-1730 никогда не рассматривалась как одна из претенденток. При поддержке гвардии осуществила государственный переворот, в ходе которого свергла Ивана VI и правительницу-регентшу Анну Леопольдовну. Царствовала с 25 ноября/6 декабря 1741 по 25 декабря 1761/5 января 1762. На портрете немецкого художника Лукаса Конрада Пфандцельта Елизавета Петровна изображена сидящей на коне в мундире лейб-гвардии Преображенского полка с орденом св.  Андрея Первозванного (лента и звезда), справа от нее стоящий в театральной позе арапчонок-скороход. Портрет является копией с оригинала Г. -К. Гроота (1743; ГТГ), у которого учился художник. Парный к Конному портрету великого князя Петра Федорович, 1747 (?) (ГРМ, Ж-11370).

Пфандцельт (Фанцельт, Фанцель, Фанзель) Лукас Конрад
1716, Ульм (Швабия) - 1786(8?), Санкт-Петербург
Array

Немецкий художник. Портретист, исторический живописец, копиист, первый в России профессиональный реставратор.

Сын портретиста Георга Фридриха Пфандцельта из Ульма. В 1739(41?) приехал вместе с Г. -К. Гроотом в Ревель (ныне Таллинн).
В 1741(3?) переехал в Петербург и в ноябре 1743 поступил подмастерьем к Г. -К. Грооту "с тем, чтобы под его смотрением находящиеся в дворцах в С.-Петербурге, в Селе Сарском и других местах картины починять и в хорошем состоянии содержать". В 1748 принят на службу в Петербургскую Канцелярию от строений, где в 1763 получил звание мастера. В 1770 вышел в отставку. С 1760-х до 1775 хранитель картинной галереи Эрмитажа (ИЭ). Оставив эту должность, продолжал заниматься реставрацией эрмитажных полотен. Коллекционер, владелец большого собрания картин и эстампов старых западноевропейских мастеров. Занимался торговлей произведениями искусства. В его мастерской обучались к.-Л. Христинек и Г.Бухгольц.

Pfandzelt Lucas Conrad

Equestrian Portrait of the Empress Elizabeth Petrovna with a Little Negro Footboy


Creation: 1757

Size: 78,5 х 60

Technique: Oil on canvas


Empress Elizabeth I Petrovna (17091761) was the daughter of Peter the Great and Catherine Alexeyevna, née Marta Skowrońska. She was considered illegitimate, but after the official wedding of her parents in 1712 she began to bear the title of Tsesarevna. Later on this detail of her biography would prevent her from marrying a European prince. She ascended to the throne on 25 November 1741 following a palace coup carried out with the support of the Guards. She waged successful wars against Sweden (1741–1743) and Prussia (the Seven Years’ War, 1756–1763). Her domestic policies were marked by an extension in the rights of the gentry to own land and peasants, but at the same time the death penalty was abolished (1756) and the use of torture was reduced. Elizabeth was famous for her beauty, her merry disposition and her love of luxury and entertainment; her wardrobe contained as many as 12,000 dresses. The tastes of the Empress and her favourites helped the development of art and enlightenment. The network of primary schools in Russia was enlarged, military training schools were reorganised and the first grammar schools were opened. Moscow University was founded in 1755, and the Academy of Arts opened its doors in St Petersburg in 1757. The capital and its environs were decorated with magnificent palaces and churches in the baroque style. The Empress probably had no children, but she was possibly secretly married to Count Alexei Razumovsky, whom she had raised from among the court choristers.

This portrait, painted by the German artist Lucas Conrad Pfandzelt, depicts Elizaveta Petrovna on horseback in the uniform of the Preobrazhensky Life Guards regiment, with the order of St. Andrew (ribbon and star). On her right, a little negro footboy is standing in a theatrical pose. The portrait is a copy of the original painted by Georg Christoph Grooth (1743; the Tretyakov Gallery), under whom the artist studied. It is the companion portrait to the Equestrian portrait of Grand Duke Peter Fedorovich, 1747 (?) (The State Russian Museum, ZH-11370.)

Pfandzelt Lucas Conrad
1716, Ульм (Швабия) - 1786(8?), Санкт-Петербург
Array

Немецкий художник. Портретист, исторический живописец, копиист, первый в России профессиональный реставратор.

Сын портретиста Георга Фридриха Пфандцельта из Ульма. В 1739(41?) приехал вместе с Г. -К. Гроотом в Ревель (ныне Таллинн).
В 1741(3?) переехал в Петербург и в ноябре 1743 поступил подмастерьем к Г. -К. Грооту "с тем, чтобы под его смотрением находящиеся в дворцах в С.-Петербурге, в Селе Сарском и других местах картины починять и в хорошем состоянии содержать". В 1748 принят на службу в Петербургскую Канцелярию от строений, где в 1763 получил звание мастера. В 1770 вышел в отставку. С 1760-х до 1775 хранитель картинной галереи Эрмитажа (ИЭ). Оставив эту должность, продолжал заниматься реставрацией эрмитажных полотен. Коллекционер, владелец большого собрания картин и эстампов старых западноевропейских мастеров. Занимался торговлей произведениями искусства. В его мастерской обучались к.-Л. Христинек и Г.Бухгольц.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library