Оружейная палата. Москва

Оклад Евангелия (Евангелие тетр, напрестольное)


Москва. Золотой приказ Оружейной палаты

1681

Серебро, резьба, золочение, чернь, золото, литье, эмаль, чеканка, ковка, драгоценные камни, стекла. 44 x 26,5 x 13

Вклад 1681 года в Архангельский собор Московского Кремля.

Пост. в 1930 из Феодоровского Государева собора в Царском Селе


Напрестольное Евангелие московской печати (Московский печатный двор) 1677 года в парчовом переплете и золотом окладе.

Памятник входит в группу роскошных лицевых кодексов, сохранившихся и известных по записям в архивной документации, изготавливавшихся по заказам царской семьи, патриарха, знатнейших бояр и монастырей.

Печатное Евангелие 1677 было выбрано для одного из последних вкладов царя Федора Алексеевича. Восемь миниатюр с образами евангелистов и символических существ в виде фронтисписов открывают каждый канонический текст.

Евангелие заключено в золотой оклад, принадлежащий к лучшим произведениям эмальерного дела последней четверти XVII века. Обтянутые малиновой, затканной золотными и шелковыми нитями парчой, доски переплета обиты кованым листовым золотом с растительным узором, нанесенным в технике чеканки и гравировки. Поверх него наложены средник с изображением Распятия и наугольники с образами евангелистов и их символов, заключенные в фигурные обрамления. Все фигуры выполнены в высоком рельефе чеканкой, фигура распятого Христа целиком сделана в технике накладного литья. Лицевые изображения и детали композиций залиты глухой и прозрачной эмалью насыщенных и контрастных тонов. Между средником и наугольниками, в окружении разноцветных камней в высоких кастах, укреплены четыре овальных медальона со сценами Распятия, Снятия со креста, Положения во гроб и Воскресения. Тканое покрытие нижней крышки переплета Евангелия предохраняют пять золотых дробниц — средник и наугольники с фигурными краями, покрытые чеканным цветочным орнаментом.

Орнаментальному декору Евангелия присуще стилистическое единство. Истоки его мотивов и элементов обнаруживаются в образцах середины XVII века, изготовленных мастерами Серебряного и Золотого приказов для гравюры на меди (при участии золотописца Григория Благушина), а затем использовавшихся для украшения черневых и гравированных композиций драгоценной утвари, в орнаментации икон, книг. Заимствуя графические приемы гравюры на меди и сочетая их с яркой палитрой, привлекая иностранные образцы и традиционные мотивы, знаменщики, золотописцы и резчики создали декор «трав фряских», многообразие элементов которого позволяло варьировать его бесконечно. Сочетание разных ювелирных техник и художественных приемов, многоцветия эмалей и камней, сияния полированных и матовых поверхностей, разных высот элементов и стремление к максимальной объемности характерны для искусства русского барокко последней четверти XVII века.

Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 107.

Верхняя крышка орнаментирована крупными чеканными цветами, проработанными резьбой. Фигурные накладки средника и наугольников с изображением "Распятия" и евангелистов — высокой чеканки, с эмалями. Фигура Христа — накладное литье. В гнездах — изумруды, сапфиры-сырцы, сердолик.

По обрезу крышки чернью по резьбе: ПОСТРОЕНО СИЕ СВ(Я)ТОЕ ЕУ(АН) Г(Е)ЛИЕ ЗЛАТОЕ ПОВЕЛЕНЕМЪ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ФЕОДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА... В СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ АРХИСТРАТИГА Б(О)ЖИЯ МИХАИЛА В ЛЕТО 7189 МАРТА...

Оружейная палата. Москва

ARMOURY CHAMBER, Moscow

Оклад Евангелия (Евангелие тетр, напрестольное)


Москва. Золотой приказ Оружейной палаты

1681

Silver, carving, gilding, niello, gold, casting, enamel, chasing, , , glass.


Напрестольное Евангелие московской печати (Московский печатный двор) 1677 года в парчовом переплете и золотом окладе.

Памятник входит в группу роскошных лицевых кодексов, сохранившихся и известных по записям в архивной документации, изготавливавшихся по заказам царской семьи, патриарха, знатнейших бояр и монастырей.

Печатное Евангелие 1677 было выбрано для одного из последних вкладов царя Федора Алексеевича. Восемь миниатюр с образами евангелистов и символических существ в виде фронтисписов открывают каждый канонический текст.

Евангелие заключено в золотой оклад, принадлежащий к лучшим произведениям эмальерного дела последней четверти XVII века. Обтянутые малиновой, затканной золотными и шелковыми нитями парчой, доски переплета обиты кованым листовым золотом с растительным узором, нанесенным в технике чеканки и гравировки. Поверх него наложены средник с изображением Распятия и наугольники с образами евангелистов и их символов, заключенные в фигурные обрамления. Все фигуры выполнены в высоком рельефе чеканкой, фигура распятого Христа целиком сделана в технике накладного литья. Лицевые изображения и детали композиций залиты глухой и прозрачной эмалью насыщенных и контрастных тонов. Между средником и наугольниками, в окружении разноцветных камней в высоких кастах, укреплены четыре овальных медальона со сценами Распятия, Снятия со креста, Положения во гроб и Воскресения. Тканое покрытие нижней крышки переплета Евангелия предохраняют пять золотых дробниц — средник и наугольники с фигурными краями, покрытые чеканным цветочным орнаментом.

Орнаментальному декору Евангелия присуще стилистическое единство. Истоки его мотивов и элементов обнаруживаются в образцах середины XVII века, изготовленных мастерами Серебряного и Золотого приказов для гравюры на меди (при участии золотописца Григория Благушина), а затем использовавшихся для украшения черневых и гравированных композиций драгоценной утвари, в орнаментации икон, книг. Заимствуя графические приемы гравюры на меди и сочетая их с яркой палитрой, привлекая иностранные образцы и традиционные мотивы, знаменщики, золотописцы и резчики создали декор «трав фряских», многообразие элементов которого позволяло варьировать его бесконечно. Сочетание разных ювелирных техник и художественных приемов, многоцветия эмалей и камней, сияния полированных и матовых поверхностей, разных высот элементов и стремление к максимальной объемности характерны для искусства русского барокко последней четверти XVII века.

Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 107.

Верхняя крышка орнаментирована крупными чеканными цветами, проработанными резьбой. Фигурные накладки средника и наугольников с изображением "Распятия" и евангелистов — высокой чеканки, с эмалями. Фигура Христа — накладное литье. В гнездах — изумруды, сапфиры-сырцы, сердолик.

По обрезу крышки чернью по резьбе: ПОСТРОЕНО СИЕ СВ(Я)ТОЕ ЕУ(АН) Г(Е)ЛИЕ ЗЛАТОЕ ПОВЕЛЕНЕМЪ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ФЕОДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА... В СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ АРХИСТРАТИГА Б(О)ЖИЯ МИХАИЛА В ЛЕТО 7189 МАРТА...

ARMOURY CHAMBER, Moscow


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library