Каравак Луи

Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны


Год создания: 1717

Размер: 76 х 97

Техника: Холст, масло


Портрет упоминается в «Записках» Якоба Штелина: «При нем [Петре I] Каравак <…> написал императорских принцесс Анну и Елизавету в юности» (Штелин, 1990, с.45). 

Царевна Анна Петровна (1708-1728), (на картине изображена слева) — старшая дочь Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны (урожд. Марты Скавронской; с 1725 года императрицы Екатерины I), царевна (1712), цесаревна (1721). С 1725 года была замужем за герцогом Голштейн-Готторпским Карлом Фридрихом. Мать герцога Карла Петра Ульриха (в православии великий князь Петр Федорович, позднее правил под именем Петра III). 

Справа — Елизавета Петровна (1709–1761/1762) — российская императрица с 1741, дочь Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны (урожд. Марты Скавронской; с 1725 года императрицы Екатерины I).

Каравак Луи
1684, Марсель – 1754, Санкт-Петербург

Живописец, портретист, декоратор, миниатюрист.

Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. В 1715 в Париже своими портретами привлек внимание Лефорта, вследствие чего по приглашению Петра I поступил на русскую службу, заключив контракт о работе в России на три года. С 1716 проживал и работал в Петербурге. Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины, исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге.

Составлял проекты придворных праздников. Состоял в ведомстве Канцелярии от  строений с  1718, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В  1722 он сопровождал Петра I в  Астрахань, где написал его портрет. Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в  1722 Петром  I. Также жил в Москве. При  Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером», исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В  качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального изображения Елизаветы в качестве новой императрицы, имея исключительное право писать императорские портреты. В мае  1743 ему был поручен ответственный заказ — исполнить несколько портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Обучал живописному мастерству русских учеников – И. Я.  Вишнякова, А. П. Антропова, М.А. Захарова и др.

 

Karavak Louis

Portrait of Tsarevna Anna Petrovna and Tsarevna Elizabeth Petrovna


Creation: 1717

Technique: Oil on canvas


Louis Caravaque’s painting is dated according to the official inventory of the artist’s works that he completed in November 1723. The entry for 1717 reads: “At the command of the Most Serene Prince, two portraits of Their Imperial Highnesses, Tsarevna Anna Petrovna and Tsarevna Elizabeth Petrovna, were painted on a single canvas.” The portrait is also mentioned in Jacob Schtelin’s Notes: “Louis Caravaque ... painted the Imperial Princesses Anna and Elizabeth in their youth.”

Anna Petrovna (February 7, 1708 – May 15, 1728)

Tsarevna, daughter of Peter the Great and Catherine Alexeyevna, awarded the title of Tsesarevna on December 23, 1721. On May 21, 1725 she married Duke Charles Frederick of Holstein-Gottorp (April 30, 1700 – June 18, 1739). She had a son, Peter (February 21, 1728 – July 2, 1762), future Emperor Peter III, who would succeed to the throne after Elizabeth Petrovna (1741 – 1761).

Elizabeth Petrovna (December 18, 1709 – December 25, 1761)

Tsarevna, daughter of Peter the Great and Catherine Alexeyevna, awarded the title of Tsesarevna on December 23, 1721. Became Empress on November 25, 1741. Crowned on 25 April, 1742.

Karavak Louis
1684, Marseille - 1754, St. Petersburg

Живописец, портретист, декоратор, миниатюрист.

Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. В 1715 в Париже своими портретами привлек внимание Лефорта, вследствие чего по приглашению Петра I поступил на русскую службу, заключив контракт о работе в России на три года. С 1716 проживал и работал в Петербурге. Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины, исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге.

Составлял проекты придворных праздников. Состоял в ведомстве Канцелярии от  строений с  1718, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В  1722 он сопровождал Петра I в  Астрахань, где написал его портрет. Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в  1722 Петром  I. Также жил в Москве. При  Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером», исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В  качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального изображения Елизаветы в качестве новой императрицы, имея исключительное право писать императорские портреты. В мае  1743 ему был поручен ответственный заказ — исполнить несколько портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Обучал живописному мастерству русских учеников – И. Я.  Вишнякова, А. П. Антропова, М.А. Захарова и др.

 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library