Каравак Луи

Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве


Год создания: Вторая половина 1710-х

Размер: 136 х 103,5

Техника: Холст, масло


Елизавета Петровна (1709–1761/1762) — российская императрица с 1741, дочь Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны (урожд. Марты Скавронской; с 1725 года императрицы Екатерины I).

В жизни Петра Великого 1709 год ознаменовался двумя историческими событиями: в августе в битве под Полтавой русские войска разбили армию Карла XII, наметив победный перевес в многолетней войне со шведами, а в декабре на свет появилась дочь Лизенька, Лизетка, Елизавета Петровна. Радость царя была велика. Лизенька — «четвертая лапушка», как звали дочку в семье, росла и радовала родителей.

Каравак с 1716 жил в Петербурге, портретировал Петра I и членов царской семьи. Во времена царствования Анны Иоанновны и Елизаветы  Петровны был придворным художником и имел исключительное право писать императорские портреты. 

Каравак Луи
1684, Марсель – 1754, Санкт-Петербург

Живописец, портретист, декоратор, миниатюрист.

Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. В 1715 в Париже своими портретами привлек внимание Лефорта, вследствие чего по приглашению Петра I поступил на русскую службу, заключив контракт о работе в России на три года. С 1716 проживал и работал в Петербурге. Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины, исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге.

Составлял проекты придворных праздников. Состоял в ведомстве Канцелярии от  строений с  1718, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В  1722 он сопровождал Петра I в  Астрахань, где написал его портрет. Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в  1722 Петром  I. Также жил в Москве. При  Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером», исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В  качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального изображения Елизаветы в качестве новой императрицы, имея исключительное право писать императорские портреты. В мае  1743 ему был поручен ответственный заказ — исполнить несколько портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Обучал живописному мастерству русских учеников – И. Я.  Вишнякова, А. П. Антропова, М.А. Захарова и др.

 

Karavak Louis

Potrait of Tsarevna Elizabeth Petrovna in Childhood


Creation: Second half of the 1710s

Technique: Oil on canvas


Elizabeth Petrovna (December 18, 1709 – December 25, 1761). Tsarevna, daughter of Peter the Great and Catherine Alexeyevna, awarded the title of Tsesarevna on December 23, 1721. Became Empress on November 25, 1741. Crowned on 25 April, 1742.

The “Inventory of the Imperial Hermitage” published in 1913 mentions “two portraits of Elizabeth Petrovna “as an infant, lying,” holding a portrait of Emperor Peter the Great in her hand, which were acquired in 1763.” Both portraits are housed in the Russian Museum; they are dated based on the subject’s age and their technological characteristics.

Karavak Louis
1684, Marseille - 1754, St. Petersburg

Живописец, портретист, декоратор, миниатюрист.

Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. В 1715 в Париже своими портретами привлек внимание Лефорта, вследствие чего по приглашению Петра I поступил на русскую службу, заключив контракт о работе в России на три года. С 1716 проживал и работал в Петербурге. Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины, исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге.

Составлял проекты придворных праздников. Состоял в ведомстве Канцелярии от  строений с  1718, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В  1722 он сопровождал Петра I в  Астрахань, где написал его портрет. Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в  1722 Петром  I. Также жил в Москве. При  Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером», исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В  качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального изображения Елизаветы в качестве новой императрицы, имея исключительное право писать императорские портреты. В мае  1743 ему был поручен ответственный заказ — исполнить несколько портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Обучал живописному мастерству русских учеников – И. Я.  Вишнякова, А. П. Антропова, М.А. Захарова и др.

 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library