Беннер Ж.

Портрет царя Федора Алексеевича


1821

Акварель, бумага на металлической пластинке. 14,4 x 10,8 (овал)


Федор III Алексеевич (30 мая / 9 июня 1661, Москва − 27 апреля / 7 мая 1682, Москва) − сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урожденной Милославской, старший брат царей Ивана V (полнородный) и Петра I (единокровный по отцу). Русский царь с 1676. В 1678−1679 правительством Федора была проведена перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет). В 1679−1680 была сделана попытка смягчить на западный манер уголовные наказания (было отменено отрубание рук за воровство). Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами. В 1681 было введено воеводское и местное приказное управление − важная подготовительная мера для губернской реформы Петра I. Во внешней политике пытался возвратить России выход к Балтийскому морю, утраченный в годы Ливонской войны. Успешно провел русско-турецкую войну 1676−1681, закончившуюся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией. Киев Россия получила еще ранее по договору с Польшей (1678) в обмен на Невель, Себеж и Велиж.

Царствовал с 29 января/8 февраля 1676 по 27 апреля / 7 мая 1682.

400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 112.

Фёдор III Алексеевич (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный). Будучи широко образованным человеком, в марте 1681 года царь Фёдор Алексеевич стал одним из создателей Типографской школы при Заиконоспасском монастыре — предтечи Славяно-греко-латинской академии.

Продолжались репрессии против старообрядцев, в частности, был сожжён с ближайшими сподвижниками протопоп Аввакум, по преданию, предсказавший близкую смерть царю.

Первая супруга царя Федора Алексеевича царица Агафья умерла летом 1681 года в родах единственного ребёнка Фёдора — царевича Ильи; младенец тоже вскоре скончался. Незадолго до смерти царь вступил во второй брак с Марфой Матвеевной Апраксиной, сестрой будущего сподвижника Петра I адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Скончался 27 апреля 1682 года в возрасте 20 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Вопрос о престолонаследии вызвал волнения, разрешившиеся решением о венчании на царство одновременно двух царей — малолетних братьев Фёдора Ивана и Петра (Великого) при регентстве их старшей сестры Софьи Алексеевны.

Беннер Жан-Анри
3 августа 1776, Мюльхаузен, Эльзас — зима 1836, Париж

Французский художник-миниатюрист, портретист и пейзажист (есть сведения, что он занимался гравированием на меди и живописью на стекле).

Учился в Париже у одного из наиболее значительных акварелистов, литографов и мастеров портретной миниатюры Жана-Батиста Изабе (1767—1855). Время и сроки обучения определить затруднительно. Вероятно, обучение было недолгим и приходилось на 1803–1804 годы, когда Беннер, судя по документам, находился в Париже. В 1812 Беннером была выполнена большая серия портретов императорской фамилии Габсбургов. В 1815–1816 мастер работал в Варшаве, где написал ряд портретов польских аристократов, затем в Петербурге и, возможно, в Москве. Из России уехал не ранее 1825 года.
Из творческого наследия Беннера самым значительным было создание с 1816 по 1825 год по заказу российского Императорского Двора и частных лиц нескольких комплектов портретной галереи (24 портрета), представляющей царей и великих князей династии Романовых. Кроме того, художник получил разрешение на издание по своим оригиналам отдельного гравированного альбома, ставшего весьма популярным. Первые варианты этой «романовской галереи» были гравированы и изданы в Париже уже в 1817 году. Исполненные Беннером портреты иконографически являются в основном копиями известных оригиналов — Люддена, Токе, Жерара и Изабе.
Размеры миниатюр каждого комплекта были одинаковыми; размеры миниатюр разных комплектов различались крайне незначительно: не более чем на 0,3–0,7 мм. Но главное — каждый комплект отличался присущим только ему рисунком рамы, специально разработанным Беннером. Можно отметить и другие отличия, которые сводятся к разнице в цвете платья императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны на миниатюрах из разных коллекций.
Трудно с точностью определить, сколько комплектов было создано при жизни автора, так как сегодня в разных музеях и частных собраниях часто встречаются портреты из «беннеровских серий». Почти все они сохранились не целиком: так, три неполных комплекта находятся в собрании Эрмитажа (серия великого князя Николая Михайловича, серия из Зимнего дворца, а также серия, принадлежность которой определить пока затруднительно), три — в Павловском дворце-музее (серия Николая I, серия из коллекции Николая  II, две серии, происходящие из Гатчинского дворца-музея). Отдельные портреты находятся в Историческом музее (портрет императрицы Елизаветы Алексеевны) и в Музее изобразительных искусств им. А.  С.  Пушкина (портреты великих княгинь Екатерины Павловны и Анны Павловны), в некоторых провинциальных музеях и частных собраниях.
Портреты «романовской галереи» Русского музея поступили из коллекции принцессы Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской (дочери Георга Мекленбург-Стрелицкого и великой княгини Екатерины Михайловны, правнучки императора Павла  I) в 1924 году (бывшее собрание великого князя Михаила Павловича). Почти все портреты этого собрания (за исключением портрета великого князя Михаила Павловича) одеты в оригинальные золоченые рамы и имеют подпись и дату: 1817 или 1821 год. Серия из двадцати четырех портретов в оригинальном оформлении, созданных Беннером, принадлежащая Русскому музею, дошла до нас в первоначальном составе и представляет поистине уникальный случай сохранившегося живого ансамбля.

Benner Jean Henri

Portrait of Tsar Feodor Alexeyevich


1821

Watercolours, .


Feodor III Alexeyevich (30th May/9th June – 27th April / 7th May 1682) was the Russian Tsar from 1676. He was a son of Tsar Alexis and Tsarina Maria Miloslavskaya, the elder brother of Tsar Ivan V and half-brother of Peter the Great. He was well-educated person and he became one of the founders of the Printing school at the Zaikonospassky Monastery which was the forerunner of the Slavic Greek Latin Academy.

During his reign the repressions against the Old Believers were being continued. The Archpriest Avvakum who according to the legend had predicted the early death of the Tsar, and his fellows were burnt alive.

Shortly before the death the Tsar married Marfa Apraksina, a sister of Feodor Apraksin, admiral, the future associate of Peter the Great. Feodor Alexeyevich died on 27th April 1682 at the age of 20. The question of succession caused unrest that resulted in decision of enthronement of two tsars simultaneously – the younger brothers of Feodor – Ivan and Peter by the regency of Sophia Alexeyevna, their elder sister.  

Benner Jean Henri
3 августа 1776, Мюльхаузен, Эльзас — зима 1836, Париж

Французский художник-миниатюрист, портретист и пейзажист (есть сведения, что он занимался гравированием на меди и живописью на стекле).

Учился в Париже у одного из наиболее значительных акварелистов, литографов и мастеров портретной миниатюры Жана-Батиста Изабе (1767—1855). Время и сроки обучения определить затруднительно. Вероятно, обучение было недолгим и приходилось на 1803–1804 годы, когда Беннер, судя по документам, находился в Париже. В 1812 Беннером была выполнена большая серия портретов императорской фамилии Габсбургов. В 1815–1816 мастер работал в Варшаве, где написал ряд портретов польских аристократов, затем в Петербурге и, возможно, в Москве. Из России уехал не ранее 1825 года.
Из творческого наследия Беннера самым значительным было создание с 1816 по 1825 год по заказу российского Императорского Двора и частных лиц нескольких комплектов портретной галереи (24 портрета), представляющей царей и великих князей династии Романовых. Кроме того, художник получил разрешение на издание по своим оригиналам отдельного гравированного альбома, ставшего весьма популярным. Первые варианты этой «романовской галереи» были гравированы и изданы в Париже уже в 1817 году. Исполненные Беннером портреты иконографически являются в основном копиями известных оригиналов — Люддена, Токе, Жерара и Изабе.
Размеры миниатюр каждого комплекта были одинаковыми; размеры миниатюр разных комплектов различались крайне незначительно: не более чем на 0,3–0,7 мм. Но главное — каждый комплект отличался присущим только ему рисунком рамы, специально разработанным Беннером. Можно отметить и другие отличия, которые сводятся к разнице в цвете платья императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны на миниатюрах из разных коллекций.
Трудно с точностью определить, сколько комплектов было создано при жизни автора, так как сегодня в разных музеях и частных собраниях часто встречаются портреты из «беннеровских серий». Почти все они сохранились не целиком: так, три неполных комплекта находятся в собрании Эрмитажа (серия великого князя Николая Михайловича, серия из Зимнего дворца, а также серия, принадлежность которой определить пока затруднительно), три — в Павловском дворце-музее (серия Николая I, серия из коллекции Николая  II, две серии, происходящие из Гатчинского дворца-музея). Отдельные портреты находятся в Историческом музее (портрет императрицы Елизаветы Алексеевны) и в Музее изобразительных искусств им. А.  С.  Пушкина (портреты великих княгинь Екатерины Павловны и Анны Павловны), в некоторых провинциальных музеях и частных собраниях.
Портреты «романовской галереи» Русского музея поступили из коллекции принцессы Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской (дочери Георга Мекленбург-Стрелицкого и великой княгини Екатерины Михайловны, правнучки императора Павла  I) в 1924 году (бывшее собрание великого князя Михаила Павловича). Почти все портреты этого собрания (за исключением портрета великого князя Михаила Павловича) одеты в оригинальные золоченые рамы и имеют подпись и дату: 1817 или 1821 год. Серия из двадцати четырех портретов в оригинальном оформлении, созданных Беннером, принадлежащая Русскому музею, дошла до нас в первоначальном составе и представляет поистине уникальный случай сохранившегося живого ансамбля.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library