Алексеев Ф. Я.

Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге


1800

Холст, масло. 156 х 185

Пост. в 1930 из ГЭ; ранее (1827-1831) - дворец великого князя Константина Павловича (Варшава); 1822 - Английский дворец (Петергоф); Михайловский замок


Коннетабль (от лат. Comes stabuli, франц. Comte de l'Otable) – первоначально придворная должность в Восточной Римской империи. Во Франции – лицо, заведовавшее конюшнями короля, с XII века – главнокомандующий всеми армиями. Прототипом архитектурного ансамбля площади перед Михайловским замком была площадь с памятником коннетаблю А. Монморанси (1493–1567) в Шантильи, которую Павел I видел во время своего путешествия по Европе. Площадь перед Михайловским замком в действительности выглядела несколько иначе, чем в работе Алексеева (ограда, уровень площади). 

В 1822 картина находилась в Английском дворце в Петергофе, в 1827–1831 – в Варшаве, во дворце великого князя Константина Павловича. Елена Столбова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 130.

С западной и южной сторон остров, на котором располагался Михайловский замок, омывался двумя специально прорытыми каналами. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. 

В 1800 на площади перед Михайловским замком был установлен памятник Петру I работы скульптора Б.-К. Растрелли (отлит в 1745–1747).

Алексеев Федор Яковлевич
1753 (4?), Санкт-Петербург – 1824, Санкт-Петербург

Живописец. Один из основоположников русского городского пейзажа.

Родился в Санкт-Петербурге в семье сторожа Академии наук. Учился в гарнизонной школе. По прошению отца поступил в Императорскую Академию художеств (1766). Во время учебы в Академии в 1767 году был в числе учеников класса орнаментальной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, а затем занимался живописью у Г. Фандерминта и А. Перезинотти по классу плодов и цветов, затем – по пейзажному классу. Пенсионер Академии художеств в Венеции (1773–1777), где учился у перспективистов Д. Моретти, позднее П. Гаспари. Там же совершенствовался как театральный художник и пейзажист. В 1790-х гг. выступил с пейзажами Петербурга, за которые получил звание академика (1794). В это же время Екатерина II заказала Алексееву копии картин А. Каналетто, Б. Белотто. В 1795 году был командирован на юг России и в Крым для зарисовки мест, которые в 1787 году посетила Екатерина II. Среди работ этого периода – «Вид города Николаева», (1797–1800, Русский музей). С 1799 живописец при Дирекции Императорских театров. В 1800 по указанию Сената был отправлен в Москву для написания городских видов. Советник Императорской Академии художеств (с 1802). Преподавал в классе перспективной живописи Академии художеств (с 1803 до конца жизни). В 1800–1810-х гг. создал новую серию петербургских пейзажей, среди которых – «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, Русский музей).

Alexeyev F. Y.

View onto St. Michael’s Castle and Connetable Square in Saint Petersburg


1800

Oil on canvas. 156 х 185


From western and southern sides two artificial canals washed the island, where St. Michael’s Castle is located. The system of castle’s fortifications, surrounding the palace and the Connetable Square in front of it, included canals, demi-bastions, leaf bridges and cannons.

The square of constable Anne de Montmorency (1493–1567) in Chantilly, which Paul I visited during his trip to Europe, served as a prototype for the square in front of the St. Michael’s Castle.

In 1800 the monument to Peter the Great moulded in 1745–1747 by Bartolomeo Carlo Rastrelli was erected on the square. In fact, the square looked a little different from its image on Akeseyev’s painting (fence, level of square).

Connetable (from latin Comes stabuli, French Conte de l’Outable) was initially a court title in Western Roman Empire. In France it was a person responsible for the king’s stables, and since 12th century it stood for a commander of all armies.

In 1822 the painting was exhibited in the English Palace in Peterhof, in 1827–1831 in Warsaw, in the palace of Grand Duke Konstantin Pavlovich.

Alexeyev Fyodor Yakovlevich
1753/1754 (?). St Petersburg - 1824, St Petersburg

Painter, founding father of the Russian school of urbanscape painting. Son of a guard at the Imperial Academy of Arts. Studied fruit and flower and landscape painting at the Imperial Academy of Arts (1766-73). Awarded a fellowship to Venice (1773-77). Studied under Giuseppe Moretti and Pietro Gaspari. Returned to St Petersburg and worked as a painter for the Imperial Theatres (1799). Copied paintings by Canaletto and Bernardo Bellotto for Catherine the Great. Nominated to the Academy (1794). Sketched places visited by Catherine the Great (1787) in south Russia (1795). Painted urbanscapes in Moscow (1800). Councillor of the Imperial Academy of Arts (1802), Taught perspective painting at the Imperial Academy of Arts (1803-24).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library