Гусар и барыня


Год создания: XIX век

Размер: 41,7 х 10,6 х 6,8; 37 х 10,5 х 8

Техника: Дерево, резьба, роспись


Наряду с типичными крестьянскими игрушечными центрами в России существовали промыслы, расположенные в слободах и посадах. Такое расположение обусловило определенное влияние на них городской культуры, а отсюда и более сложную художественную природу местного искусства. К их числу, прежде всего, относится Сергиев Посад Московской губернии.
Резьбой по дереву здесь занимались издавна, а развитие игрушечного дела подтверждено документами XVII века, свидетельствующими о приобретении местных потешек для царских детей. Начало промысла приписывают легендарному мастеру Татыге, некогда вырезавшему первую куклу из липы. В XIX веке Сергиев Посад был самым крупным центром русской деревянной игрушки.

Жеманные барыни и франтоватые гусары были особенно популярны в сергиевской игрушке. Высокие, стройные, они позируют на небольшом возвышении, сохраняющем форму трехгранной чурки, из которой словно "высвобождены" рукой мастера. Их вырезали ножом, затем в деталях прорабатывали мелкими стамесками и круглым долотом, с помощью которого наносили характерные вертикальные желобки на подставках-постаментах. Разной формы порезки и последующая роспись эмалевыми красками подробно передают великолепные гусарские мундиры и дамские туалеты, выявляя фактуру тканей, мехов, перьев на шляпах. Кукольны и замкнуты их глуповатые лица. Эти образы-типы точны и выразительны в своих характерах и социальной принадлежности. Ироничное отношение мастеров к своим героям не мешает любоваться их дорогими нарядами.

главная

коллекции

медиатека

панорамы

назад