В последней трети XVIII века среди центров народного гончарства выделился подмосковный район Гжели, обладавший залежами высококачественной глины. Здесь во многих деревнях крестьяне делали майолику – посуду с росписью по сырой эмали. Гжельские квасники, кувшины, кружки, фигурные сосуды, тарелки, рукомои отличаются своеобразной пластикой форм и неповторимой росписью в пять красок нежных оттенков. Темы росписи мастера черпали из жизни и природы, подчиняя изображения условному характеру декора. Виртуозный лаконичный рисунок в сочетании с мягкими мазками краски передавали образы птиц, зверей, деревенских пейзажей с дымящимися трубами домиков. Живописный декор нередко дополняли небольшие скульптурки, помещенные на плечиках сосудов: музыканты, целующиеся парочки, стреляющие из пушек военные, крестьянки в характерных костюмах. Гжельская майолика была модной и пользовалась большим спросом. Поэтому на некоторых изделиях, служивших подарками, мастера писали даты создания и делали авторские надписи.