Мастерская О. Ф. Вишнякова

Поднос


Год создания: 1880-е

Размер: 2,5 x 46,5 x 59,5

Техника: Масло, бронза, лак, роспись, металл


В начале XIX века, открывая в Жостове мастерскую изделий из папье-маше, купец Филипп Никитич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено войти в число уникальных очагов русской народной культуры. Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускавшиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой – пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше более прочным металлом жостовцев навели подносы Нижнего Тагила. Знакомство с достижениями подносных промыслов Нижнего Тагила и Петербурга, а также следование местным художественным традициям позволило жостовским мастерам выработать самобытный стиль. Уникальная система декоративной живописи на подносах сложилась к 1880-м годам. В нее вошли приемы многослойной живописи по цветным и металлизированным фонам, а также инкрустации перламутром. Разнообразные формы подносов украшали цветочными композициями, написанными масляными красками.
В последней трети XIX века производство подносов в Жостове достигло расцвета. В этом можно убедиться на примере подноса с букетом цветов на белом фоне. В нем ярко выражены стилистические особенности искусства Жостова того времени, единство формы и росписи, которое свойственно лучшим произведениям промысла.

Несложная по рисунку форма подноса пропорциональна в своих размерах, обладает упругостью и пластичностью, благодаря работе коваля (кузнец), исполнившего ее вручную на наковальне. На белом фоне написан букет типичных для подносов того времени роз, вьюнков, георгинов, окутанных листьями и травками. Нежные оттенки розовых, голубых, сиреневых цветов, зелени листьев гармонируют с фоном цвета слоновой кости. Объединяет и завершает композицию золотистый узор из виноградных листьев и гроздьев, мягко стелющийся с борта подноса на его поле. Орнаментальная плоскость этой "уборки“ (так в Жостове называют обрамление на бортах) еще больше подчеркивает свободную непринужденную манеру живописи букета.

главная

коллекции

медиатека

панорамы

назад