Ангел "Златые Власы" (Архангел Гавриил)


Новгород

XII век

Дерево, темпера, левкас. 49 x 38,8 x 2,8

Пост. в 1931 из Третьяковской галереи


Икона является одной из древнейших русских домонгольских икон. По-видимому, еще в XVI веке произведение оказалось в Москве и на протяжении последующих столетий входило в убранство одного из храмов Московского Кремля. Возможно, оно было привезено из Новгорода в годы правления Ивана Грозного, неоднократно разорявшего этот город и вывозившего в столицу все его важнейшие святыни. Учитывая основные направления богословской мысли позднего XII века, можно думать, что в древности икона была частью оглавного деисусного чина, написанного на отдельных досках и предназначенного для убранства темплона алтарной преграды.

Монументальность образа, тип широкого скульптурно вылепленного лика с крупными чертами и полными щеками, рисунок увеличенных миндалевидных глаз обнаруживают разительное сходство с отдельными ликами росписей капеллы Богородицы на Патмосе. Но еще ближе стилю и образу иконы одна из манер в росписи новгородской церкви Спаса Преображения на Нередице (1199). Не исключено, что «Ангел Златые власы» был одной из деисусных икон, стоявших на алтарной преграде этого храма. Историческая ситуация в Новгороде на рубеже XII–XIII веков, сильное влияние монументального искусства Византии объясняют появление в местной культуре памятника, отразившего ведущие стилистические течения и художественные вкусы, сложившиеся в столице в эпоху около 1200 года. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 38.

Древнейшая икона в собрании Русского музея, является одним из самых ярких памятников домонгольского времени. Большинство исследователей относят это произведение к новгородской школе иконописи. Икона изображает Архангела Гавриила, который "един от великих князей небесных ... искони посылаем был Богом на Землю, он принес Адаму в Рай заповедь не вкушать от дерева познания добра и зла, ... он благовествовал Марии".

Характер образа и особенности письма свидетельствуют о глубокой связи с традициями искусства Византии. Золотые нити волос – символ величия и бессмертия в искусстве античного мира. Икона, очевидно, предназначалась для алтарной преграды и входила в состав деисусного чина.

Деисус (греч. – моление) – композиция из трех (или более) икон, воплощающая мысль о заступничестве Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, других святых перед Христом за грешное человечество. Икона реставрирована до 1926.

Видеоэкскурсия на русском жестовом языке (РЖЯ) с субтитрами

  Икона «Архангел Гавриил («Ангел Златые Власы»)

 

The Angel with Golden Hair


Novgorod

Circa 1200

Gesso and tempera on wood. 49 x 38,8 x 2,8

Received in 1931


Dating from before the Mongol invasion, this is one of the oldest surviving Russian icons. The work appears to have found its way to Moscow in the sixteenth century, when it was hung in one of the Kremlin churches. It was possibly brought to the capital from Novgorod during the reign of Ivan the Terrible (1547–1584), who often plundered the city of its sacred objects. The main trends of theology in the late twelfth century suggest that the icon was part of a deisus tier — a row of icons of saints and angels flanking an image of Christ enthroned — in the altar screen. The large features, full cheeks and large, almond-shaped eyes on the wide, modelled face resemble the countenances on frescoes in the Chapel of the Theotokos on the island of Patmos. The icon is even closer in style to the murals of the Church of the Transfiguration of the Saviour on Nereditsa in Novgorod (1199), where it may have been part of the deisus tier on the altar screen. The history of Novgorod in the late twelfth and early thirteenth centuries and the strong influence of Byzantine decorative art explain the presence in Novgorod of a work reflecting the stylistic trends and artistic tastes of Moscow around the year 1200. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 38.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library