
К образу Богородицы народ обращал свои особенные надежды всякий раз, когда приходилось отражать вражеское нашествие: так было в Смутное время в начале XVII века, так было во время русской кампании Наполеона… <…> Восприятие Богоматери как защитницы от внешнего врага имело корни, лежавшие в глубине веков, когда территория России представляла собой конгломерат враждующих между собою княжеств. Популярный в средневековом Новгороде иконописный сюжет «Богоматерь Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)» — один из немногих, где нашли отражение события национальной истории, — утверждал силу и независимость Новгородских земель, апеллируя к высшему покровительству. В живописном повествовании, развернутом в трех регистрах, художник представил, как Богоматерь помогла праведным защитникам города, наслав на осаждающих слепоту. Эта икона, отличающаяся изысканностью композиции, цвета и каждой детали, явилась предтечей русской батальной живописи, расцвет которой пришелся на более позднее время. Павел Климов. Война глазами художника // Картины военной жизни... СПб, 2022. С. 6-7.
К числу древнейших русских сказаний о Богородичных иконах относится сказание о чуде от новгородской иконы «Знамение». Получившее литературную обработку в XIV–XV веках, оно основывалось на реальных исторических событиях — военных столкновениях между Новгородом и Суздалем, закончившихся разгромом суздальского войска у стен Новгорода 25 февраля 1170 года. Значение победы, явившейся одним из звеньев в цепи сражений за независимость вольного города, с особой остротой осознавалось накануне присоединения Новгорода к Московскому государству (1478). Именно к этому времени, по-видимому, следует отнести и появление икон, написанных на сюжет сказания. Характер литературного памятника, последовательно излагающего предысторию решающего сражения и самый ход битвы, наложил отпечаток на трактовку сюжета в произведениях иконописи. В основу изображения положен ярусный принцип изложения событий, последовательно прочитываемых слева направо и сверху вниз.
The icon consists of a waist-length image of the Virgin Mary, her hands raised upwards, with a medallion on her breast depicting the Infant Christ. Jesus’ right hand is raised in blessing; He holds a rolled-up scroll in his left hand. Icons of this type were known in Greece as Oranta (“praying”) or Panagia (“allholy”). When it reached Russia, the image acquired the name of the Mother of God of the Holy Sign (Znamenie).
Icons of the Mother of God of the Holy Sign were popular in Novgorod in the twelfth century, when one allegedly saved the besieged city from an invasion by the Suzdalites. When Archbishop Elijah of Novgorod was praying, he heard a voice commanding him to take the image of the Virgin — the town’s patroness — from the Church of the Transfiguration of the Saviour and hang it on the city wall. During the procession, an enemy arrow struck the icon. The Virgin turned her face towards the city, giving a sign to the people of Novgorod. The Suzdal regiments were blinded and fled in terror. Following this miraculous sign, the archbishop established an official Russian Orthodox holiday in honour of the Mother of God of the Holy Sign. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 48.