Господь Вседержитель (Спас в силах), из деисусного чина


Тверь

Середина XV века

Дерево, темпера, левкас. 209 х 135 х 3,2

Происходит из иконостаса Спасо-Преображенского собора в Твери

Пост. в 1940 из Кашинского краеведческого музея Тверь.


Иконография центрального изображения деисусного чина, называвшегося на Руси "Спас в силах", сложилась в византийском искусстве в XII-XIII вв. и была основана на текстах Книги пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослов. Символика образа сложна и многогранна. По мнению исследователей,  изображение остается "неизреченной тайной", знаком непостижимости и недоступности Бога. Христос представлен сидящим на престоле, в руках его раскрытое Евангелие, правая рука поднята в жесте благословения. За ним красный ромб, двухцветный зеленый овал и красный четырехугольник с вогнутыми сторонами, в углах которого помещены символы евангелистов — изображения ангела, орла, тельца и льва. Явление Бога, сидящего на престоле, подчеркивало его царственность, выявляло Божественную природу Христа как второго лица Троицы и Царя Нового Иерусалима. Христос на иконе одет в красные одежды, покрытые золотым ассистом, как бы сотканные из света и блеска.



Господь Вседержитель (Спас в силах), из деисусного чина


Тверь

Середина XV века

Wood, tempera, gesso.


Иконография центрального изображения деисусного чина, называвшегося на Руси "Спас в силах", сложилась в византийском искусстве в XII-XIII вв. и была основана на текстах Книги пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослов. Символика образа сложна и многогранна. По мнению исследователей,  изображение остается "неизреченной тайной", знаком непостижимости и недоступности Бога. Христос представлен сидящим на престоле, в руках его раскрытое Евангелие, правая рука поднята в жесте благословения. За ним красный ромб, двухцветный зеленый овал и красный четырехугольник с вогнутыми сторонами, в углах которого помещены символы евангелистов — изображения ангела, орла, тельца и льва. Явление Бога, сидящего на престоле, подчеркивало его царственность, выявляло Божественную природу Христа как второго лица Троицы и Царя Нового Иерусалима. Христос на иконе одет в красные одежды, покрытые золотым ассистом, как бы сотканные из света и блеска.




главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library