Романтизм, зародившись в России в начале XIX века, видоизменяясь, прожил довольно долгую жизнь, сочетаясь с другими течениями и направлениями. В 1820-е снова в моду вошел так называемый парадный портрет, королем которого в русском искусстве первой половины XIX века, бесспорно, был Карл Брюллов (1799–1852). В его творческом наследии немало эффектных портретов. Незаконченное изображение Юлии Самойловой, удаляющейся с бала, – один из шедевров мастера. Это не просто парадный портрет. Это картина-символ, олицетворение маскарадности жизни с ее реальностью, нередко скрытой от посторонних глаз.
Карл Брюллов – знаменитый в России портретист, автор росписей и их идей в нескольких центральных соборах и церквах Петербурга – прославился прежде всего как исторический живописец. Приехав в Италию в 1823 году, Брюллов начал поиски темы для исторического полотна. Сюжет картины „Последний день Помпеи“ (1833) – важнейшего произведения не только в творчестве Брюллова, но и во всей русской живописи – был подсказан художнику его старшим братом, Александром, занимавшимся в качестве архитектора зарисовками раскопок в Помпеях. Брюллов работал над полотном более пяти лет, исполнив множество набросков и несколько живописных эскизов. „Последний день Помпеи“ относится к числу редких для России завершенных романтических замыслов на исторический сюжет. В яркой живописной форме Брюллов воплотил излюбленную романтиками тему трагедии. Поведение и состояние жителей Помпеи в роковой момент – главная сюжетная линия произведения. Решая ее в мажорном эмоциональном и колористическом ключе, художник придает трагедии возвышенное звучание.
Иван Айвазовский (1817–1900) оставил множество картин о море, созданных, как правило, фантазией и воображением на основе реальных наблюдений морской стихии. В собрании Русского музея около сорока живописных полотен Айвазовского, относящихся к разным периодам его жизни. „Девятый вал“ (1850) – одна из лучших картин художника, искреннее воплощение романтического понимания драмы и вечной надежды на победу человека над стихией.
Romanticism, born in Russia at the start of the nineteenth century, thus underwent a number of changes, enjoying a relatively long life and combining with other trends and movements. Official portraits came back into fashion in the 1820s. And the king of this genre in the Russian art of the first half of the nineteenth century was without a doubt Karl Brullov (1799–1852). Karl Brullov’s creative heritage contains a considerable number of striking portraits. One of his masterpieces is his unfinished picture of Yulia Samoilova retiring from a ball. It is more than just an official portrait; it is a pictorial symbol, a personification of the masquerade of life, where reality is often hidden from the outside eye.
Karl Brullov, while famed as a portraitist and author of murals for several large cathedrals and churches, is best known in Russia as a history painter. In 1823, Brullov travelled to Italy and set about seeking a theme for a history canvas. The subject of The Last Day of Pompeii — the most important work not only in Brullov’s creativity, but in the whole history of Russian painting — was suggested to him by his elder brother Alexander, an architect who had made sketches of excavations in Pompeii. Brullov spent more than five years working on his masterpiece, painting numerous sketches and several modelli. The Last Day of Pompeii is one of a rare number of completed Russian Romantic projects on an historical subject. Brullov gave bright pictorial form to the theme of tragedy so beloved of the Romantic artists. The main thematic line of the work is the reactions and emotions of the inhabitants of Pompeii at the fateful moment. Resolving it in a major emotional and colourist key, Brullov lends the tragedy a sublime ring.
Hovhannes Aivazovsky (1817–1900) painted a multitude of pictures of the sea — the fruit of his fantasy and imagination, based on personal observations. The collection of the Russian Museum contains some forty canvases by Aivazovsky, from various periods of his life. The Ninth Wave (1850) is one of Aivazovsky’s best pictures and incarnates the Romantic concepts of tragedy, drama and eternal hope in man’s victory over the elements.