Романтизм, зародившись в России в начале XIX века, видоизменяясь, прожил довольно долгую жизнь, сочетаясь с другими течениями и направлениями. В 1820-е снова в моду вошел так называемый парадный портрет, королем которого в русском искусстве первой половины XIX века, бесспорно, был Карл Брюллов (1799–1852). В его творческом наследии немало эффектных портретов. Незаконченное изображение Юлии Самойловой, удаляющейся с бала, – один из шедевров мастера. Это не просто парадный портрет. Это картина-символ, олицетворение маскарадности жизни с ее реальностью, нередко скрытой от посторонних глаз.

Карл Брюллов – знаменитый в России портретист, автор росписей и их идей в нескольких центральных соборах и церквах Петербурга – прославился прежде всего как исторический живописец. Приехав в Италию в 1823 году, Брюллов начал поиски темы для исторического полотна. Сюжет картины „Последний день Помпеи“ (1833) – важнейшего произведения не только в творчестве Брюллова, но и во всей русской живописи – был подсказан художнику его старшим братом, Александром, занимавшимся в качестве архитектора зарисовками раскопок в Помпеях. Брюллов работал над полотном более пяти лет, исполнив множество набросков и несколько живописных эскизов. „Последний день Помпеи“ относится к числу редких для России завершенных романтических замыслов на исторический сюжет. В яркой живописной форме Брюллов воплотил излюбленную романтиками тему трагедии. Поведение и состояние жителей Помпеи в роковой момент – главная сюжетная линия произведения. Решая ее в мажорном эмоциональном и колористическом ключе, художник придает трагедии возвышенное звучание.

Иван Айвазовский (1817–1900) оставил множество картин о море, созданных, как правило, фантазией и воображением на основе реальных наблюдений морской стихии. В собрании Русского музея около сорока живописных полотен Айвазовского, относящихся к разным периодам его жизни. „Девятый вал“ (1850) – одна из лучших картин художника, искреннее воплощение романтического понимания драмы и вечной надежды на победу человека над стихией.

Romanticism, born in Russia at the start of the nineteenth century, thus underwent a number of changes, enjoying a relatively long life and combining with other trends and movements. Official portraits came back into fashion in the 1820s. And the king of this genre in the Russian art of the first half of the nineteenth century was without a doubt Karl Brullov (1799–1852). Karl Brullov’s creative heritage contains a considerable number of striking portraits. One of his masterpieces is his unfinished picture of Yulia Samoilova retiring from a ball. It is more than just an official portrait; it is a pictorial symbol, a personification of the masquerade of life, where reality is often hidden from the outside eye.

Karl Brullov, while famed as a portraitist and author of murals for several large cathedrals and churches, is best known in Russia as a history painter. In 1823, Brullov travelled to Italy and set about seeking a theme for a history canvas. The subject of The Last Day of Pompeii — the most important work not only in Brullov’s creativity, but in the whole history of Russian painting — was suggested to him by his elder brother Alexander, an architect who had made sketches of excavations in Pompeii. Brullov spent more than five years working on his masterpiece, painting numerous sketches and several modelli. The Last Day of Pompeii is one of a rare number of completed Russian Romantic projects on an historical subject. Brullov gave bright pictorial form to the theme of tragedy so beloved of the Romantic artists. The main thematic line of the work is the reactions and emotions of the inhabitants of Pompeii at the fateful moment. Resolving it in a major emotional and colourist key, Brullov lends the tragedy a sublime ring.

Hovhannes Aivazovsky (1817–1900) painted a multitude of pictures of the sea — the fruit of his fantasy and imagination, based on personal observations. The collection of the Russian Museum contains some forty canvases by Aivazovsky, from various periods of his life. The Ninth Wave (1850) is one of Aivazovsky’s best pictures and incarnates the Romantic concepts of tragedy, drama and eternal hope in man’s victory over the elements.

Айвазовский И. К.

Берег моря. Штиль

1843

Aivazovsky I.K.

The Shore of the Sea. Calm

1843

Айвазовский И. К.

Русская эскадра на Севастопольском рейде

1846

Aivazovsky I.K.

A Russian Squadron on the Sevastopole Roadstead

1846

Айвазовский И. К.

Вид Одессы в лунную ночь

1846

Aivazovsky I.K.

View of Odessa on a Moonlit Night

1846

Айвазовский И. К.

Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала...

1846

Aivazovsky I.K.

Peter I at Krasnaya Gorka Lighting a Fire on the Shore to Signal to his Sinking Ships

1846

Айвазовский И. К.

Вид Константинополя

1846

Aivazovsky I.K.

A View of Constantinople by Moonlight

1846

Айвазовский И. К.

Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с...

1848

Aivazovsky I.K.

Mercury Brig Meeting a Russian Squadron after her Victory over Two Turkish Vessels

1848

Айвазовский И. К.

Девятый вал

1850

Aivazovsky I.K.

The Ninth Wave

1850

Айвазовский И. К.

Волна

1889

Aivazovsky I.K.

Wave

1889

Алексеев А. А.

Мастерская художника А. Г. Венецианова в Петербурге

1827

Alekseyev A. A.

Studio of Artist Alexey Venetsianov in Saint-Petersburg

Алексеев Ф. Я.

Вид города Бахчисарая

Между 1798 и 1800

Alexeyev F. Y.

View of the Town of Bakhchisarai

Between 1798 and 1800

Басин П. В.

Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели

1821

Basin P. V.

Faun Marsyas Teaches Olympus to Play the Flute

1821

Басин П. В.

Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада

1828

Basin P. V.

Socrates Defending Alcibiades at the Battle ot Potidæa

1828

Беляев А.Н.

Давид-юноша, победитель Голиафа

1849

Бруни Ф. А.

Автопортрет

1810-е

Bruni F.

Self-Portrait

1810s

Бруни Ф. А.

Смерть Камиллы, сестры Горация

1824

Bruni F.

Death of Camilla, Sister of Horatius

1824

Бруни Ф. А.

Портрет З. А. Волконской в костюме Танкреда

Не ранее 1820

Bruni F.

Portrait of the Writer and Musician Princess Zinaida Alexandrovna Volkonskaya, née Princess Beloselskaya-Belozerskaya (1879–1862), Dressed as Tancred (from the Opera by G. Rossini)

Not before 1820

Бруни Ф. А.

Вакханка, поящая амура

1828

Bruni F.

Bacchante Plying a Cupid with Wine

1828

Бруни Ф. А.

Медный змий

1841

Bruni F.

The Brazen Serpent

1841

Брюллов К. П.

Нарцисс, смотрящийся в воду

1819

Brullov K. P.

Narcissus, Looking into the Water

1918

Брюллов К. П.

Портрет молодого человека

1820-е

Brullov K. P.

Portrait of a Young Man

1820s

Брюллов К. П.

Портрет Александра Павловича Брюллова

Сер. 1820-х

Brullov K. P.

Portrait of the Artist’s Elder Brother, the Architect and Painter Alexander Brullov

Брюллов К. П.

Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов

1821

Brullov K. P.

Abraham’s Vision of God in the Form of Three Angels at the Oaks of Mamre

1821

Брюллов К. П.

Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)

1827

Brullov K. P.

Italian Midday (Italian Girl Picking Grapes)

1827

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович

Портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных

1827

Brullov (Bruleau) Karl Pavlovich

Portrait of K. A. and M. Y. Naryshkins

1827

Брюллов К. П.

Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя

1827

Brullov K. P.

A Girl Picking Grapes in the Environs of Naples

1827

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович

Сон бабушки и внучки

1829

Brullov (Bruleau) Karl Pavlovich

Dream of a Grandmother and Granddaughter

1829

Брюллов К. П.

Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией

1830

Brullov K. P.

Portrait of Grand Duchess Elena Pavlovna, née Princess Friederike Charlotte of Württemberg, Wife of Grand Duke Mikhail Pavlovich, with her Daughter Grand Duchess Maria Mikhailovna

1830

Брюллов К. П.

Портрет Джузеппе Капечелатро

1-я половина 1830-х

Brullov K. P.

Portrait of the Archbishop and Writer Giuseppe Capecelatro

Брюллов К. П.

Портрет Е. И. Тон

2-я пол. 1830-х

Brullov K. P.

Portrait of Elena Ton, Wife of the Architect Konstantin Ton

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович

Сон монашенки

1831

Brullov (Bruleau) Karl Pavlovich

Nun’s Dream

1831

Брюллов К. П.

Последний день Помпеи

1833

Brullov K. P.

The Last Day of Pompeii

1833

Брюллов К. П.

Автопортрет

1833

Brullov K. P.

Self-Portrait

1833

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович

Портрет светлейшей княгини Е. П. Салтыковой (урожденной Строгановой)

1833-1835

Brullov (Bruleau) Karl Pavlovich

Portrait of Her Highness Princess E.P. Saltykova

1833–1835

Брюллов К. П.

Смерть Инессы де Кастро, морганатической жены португальского инфанта дона...

1834

Brullov K. P.

The Death of Inês de Castro, Morganatic Wife of Don Pedro, Infant of Portugal

1834

Брюллов К. П.

Портрет О. П. Ферзен

1835

Brullov K. P.

Portrait of Countess Olga Pavlovna Fersen on a Donkey

1835

Брюллов К. П.

Портрет графа А.К. Толстого в юности

1836

Brullov K. P.

Portrait of Count Alexei Tolstoy in his Youth

1836

Брюллов К. П.

Портрет графа А. А. Перовского (писателя Антона Погорельского)

1836

Brullov K. P.

Alexei Perovsky, Pseudonym Anthony Pogorelsky

1836

Брюллов К. П.

Распятие

1838

Brullov K. P.

The Crucifixion

1838

Брюллов К. П.

Портрет сестер Шишмаревых

1839

Brullov K. P.

Portrait of the Shishmareva Sisters

1839

Брюллов К. П.

Портрет Е. П. Салтыковой

1841

Brullov K. P.

Portrait of the Most Serene Princess Elizaveta Saltykova

1841

Брюллов К. П.

Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью...

Не позднее 1842

Brullov K. P.

Portrait of Countess Yulia Samoilova Retiring from a Ball with her Foster Daughter Amazilia Pacini. Unfinished

Before 1843

Брюллов К. П.

Портрет светлейшей княгини Марии Петровны Волконской

Не позднее 1842

Brullov K. P.

Portrait of the Art Lover and Patron the Most Serene Princess Maria Volkonskaya, née Kikina, Wife of the Steward of the Household the Most Serene Prince Dmitry Volkonsky

Брюллов К. П.

Автопортрет

1849 (?)

Brullov K. P.

Self-Portrait

1849 (?)

Брюллов Александр Павлович

Портрет В. А. Перовского

1824

Brullov (Bruleau) Alexander Pavlovich

Portrait of Vasily Perovsky

1824

Брюллов А. П.

Автопортрет

1830

Brullov A. P.

Self-Portrait

1830

Венецианов А. Г.

Автопортрет

1811

Venetsianov A. G.

Self-Portrait

1811

Венецианов А. Г.

Крестьянские дети в поле (Мальчик с двумя девочками)

1820-е

Venetsianov A. G.

Венецианов А. Г.

Гумно

1822–1823

Venetsianov A. G.

Threshing Barn

1822–23

Венецианов А. Г.

Очищение свеклы

1822 (?)

Venetsianov A. G.

Венецианов А. Г.

Утро помещицы

1823

Venetsianov A. G.

Morning of a Landowner’s Wife (Landowner’s Wife Engaged in Housekeeping: Landowner's Wife Giving Flax to Peasant Women)

Венецианов А. Г.

Крестьянский мальчик, надевающий лапти

Между 1823 и 1826

Venetsianov A. G.

A Peasant Boy Donning Bast Shoes

Between 1823 and 1826

Венецианов А. Г.

Девушка с бураком

Не позднее 1824

Venetsianov A. G.

Венецианов А. Г.

Спящий пастушок

Между 1823 и 1826

Venetsianov A. G.

Sleeping Shepherd Boy

Between 1823 and 1826

Венецианов А. Г.

Жница

Середина 1820-х

Venetsianov A. G.

Reaper

Mid-1820s

Венецианов А. Г.

Молочница (Крестьянка с подойником)

Не позднее 1826

Venetsianov A. G.

Dairy Maid (Peasant Woman with a Milk Pail)

Before 1826

Венецианов А. Г.

Девушка в платке

Конец 1820-х

Venetsianov A. G.

A Girl in a Headscarf

End of 1820-s

Венецианов А. Г.

Жнецы

Конец 1820-х

Venetsianov A. G.

Reapers

Late 1820s

Венецианов А. Г.

Купальщицы

1829

Venetsianov A. G.

1829

Венецианов А. Г.

Крестьянка Тверской губернии

1840

Venetsianov A. G.

A Peasant Woman from Tver Province

1840

Венецианов Алексей Гаврилович

Гадание на картах

1842

Venetsianov Alexei Gavrilovich

Витали И. П.

Венера

1852

Vitali I.P.

Venus

Волосков А. Я.

Вид в Павловском парке

1845

Voloskov A.

A View in the Pavlovsk Park

Гальберг С.И.

Начало музыки

1825

Демут-Малиновский В. И.

Портрет товарища министра народного просвещения, попечителя Московского...

Конец 1810-х гг.

Demut-Malinovsky V.

Демут-Малиновский В. И.

Русский Сцевола

1813

Demut-Malinovsky V.

Russian Scaevola

Демут-Малиновский В. И.

Портрет генералиссимуса А.В. Суворова

1814

Demut-Malinovsky V.

Егоров А. Е.

Истязание Спасителя

1814

Yegorov A. Y.

The Flagellation of Christ

Иванов А. А.

Беллерофонт отправляется в поход против Химеры

1829

Ivanov A. A.

1829

Иванов А. А.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением

1831

Ivanov A. A.

1831

Иванов А. А.

Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения

1835

Ivanov A. A.

Christ’s Appearance to Mary Magdalene after the Resurrection

1835

Иванов А. А.

Явление Христа народу

1836 – не позднее 1855

Ivanov A. A.

Christ’s Appearance to the People

Begun in 1836 and completed after 1855

Иванов А. А.

Дерево в тени над водой

Не ранее 1846

Ivanov A. A.

Иванов А. А.

Нагой мальчик

Конец 1840-х – 1850-е

Ivanov A. A.

Naked Boy

Late 1840s or 1850s

Иванов А. А.

Вода и камни под Палаццуола

Начало 1850-х

Ivanov A. A.

Water and Stones near Palazzuola

Early 1850s

Иванов А. И.

Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году.

Ок. 1810

Ivanov A. I.

The Heroism of a Young Kievian at the siege of Kiev by the Pechenegs in 968

About 1810

Иванов А. И.

Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем...

1812

Ivanov A. I.

The Monomachy of Prince Mstislav the Daring and Prince Rededia of the Adyghes

Иванов Д. И.

Марфа Посадница (Вручение пустынником Феодосием Борецким меча Ратмира...

1808

Ivanov D. I.

Martha the Mayoress (Theodosious Boretsky the Hermit Awarding the Sword of Ratmir to Miroslav, Young Chieftain of the Novgorodians and Fiancé of Xenia, Daughter of Mayoress Marfa of Novgorod)

Кипренский О. А.

Дмитрий Донской на Куликовом поле

1805

Kiprensky O. A.

1805

Кипренский О. А.

Портрет А. Р. Томилова

1808

Kiprensky O. A.

Portrait of Alexei Tomilov

1808

Кипренский О. А.

Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова

1809

Kiprensky O. A.

Portrait of Life Guard Colonel Yevgraf Davydov

1809

Кипренский О. А.

Молодой садовник

1817

Kiprensky O. A.

Young Gardener

1817

Кипренский О. А.

Портрет Е. С. Авдулиной

1822–1823

Kiprensky O. A.

Portrait of Ekaterina Avdulina

1822–1823

Кипренский О. А.

Портрет графа Г. Г. Кушелева

1827

Kiprensky O. A.

Portrait of Count Grigory Kushelev

1827 (?)

Кипренский О. А.

Ворожея со свечой

1830

Kiprensky O. A.

Fortune-Teller with a Candle

1830

Кипренский О. А.

Портрет Б. Торвальдсена

1833

Kiprensky O. A.

Крылов Н. С.

Зимний пейзаж (Русская зима)

1827

Krylov N. S.

Winter Landscape (Russian Winter)

1827

Лапченко Г. И.

Сусанна и старцы

1831

Lapchenko G.

Susanna Caught by the Elders in her Bath

Not later than 23 November 1831

Лебедев М. И.

Аричча близ Рима

1836

Lebedev M. I.

Ariccia near Rome

1836

Логановский А.В.

Парень, играющий в свайку

1836

Boy Playing at Svaika

1836

Матвеев Ф. М.

Водопад Иматра в Финляндии

1819

Matveyev F.M.

The Imatra Falls in Finland

1819

Матвеев Ф. М.

Водопад в Тиволи. Вид от виллы Мецената

1819

Matveyev F.M.

View in Tivoli near Rome

1819

Орловский (Смирнов) Б. И.

Фавн и вакханка

1837

Orlovsky (Smirnov) B. I.

Faun and Bacchante

Орловский (Смирнов) Б. И.

Фавн, играющий на сиринге

1838

Orlovsky (Smirnov) B. I.

1838

Орловский (Смирнов) Б. И.

Парис

1838

Orlovsky (Smirnov) B. I.

1838

Пименов Н. С.

Парень, играющий в бабки

1836

Pimenov N.S.

Boy Playing at Knuckle-Bones

1836

Рамазанов Н.А.

Фавн с козленком

1839

Рамазанов Н.А.

Портрет Н. В. Гоголя

1854

Сазонов (Созонов) В. К.

Дмитрий Донской на Куликовом поле

1824

Sazonov V.K.

Dmitry of the Don in the Kulikovo Battlefield

1824

Сорока Г. В.

Кабинет дома в "Островках", имении Н.П. Милюкова

1844

Soroka G.V.

A Study in the House at Nikolai Milyukov's Ostrovki Estate

Сорока Г. В.

Вид на плотину

Не позднее 1847

Soroka G.V.

A View onto a Weir

1847

Ставассер П. А.

Мальчик, удящий рыбу. (Рыбачок)

Stavasser P.A.

Ставассер П. А.

Русалка (Нимфа)

1845

Stavasser P.A.

1845

Ставассер П. А.

Фавн, разувающий нимфу

1849

Stavasser P.A.

1849

Угрюмов Г. И.

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им...

1793 (4?)

Ugryumov G. I.

Alexander Nevsky's Ceremonial Entry into the Town of Pskov after his Victory over the Germans

1793 (4?)

Угрюмов Г. И.

Испытание силы Яна Усмаря

1796 (1797?)

Ugryumov G. I.

Testing the Strength of Jan Usmar

1796 (1797?)

Федотов П. А.

Портрет Е. Г. Флуга

1848

Fedotov P.A.

Portrait of Yegor Flug

Федотов П. А.

Портрет М.П. Дружининой

Fedotov P.A.

Федотов П. А.

Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно

1849

Fedotov P.A.

Portrait of Nadezhda Zhdanovich Playing the Piano

1849

Федотов Павел Андреевич

Зимний день. 20-я линия Васильевского острова

1850-1851

Fedotov Pavel Andreyevich

Федотов Павел Андреевич

Вдовушка

1850/1852 (?)

Fedotov Pavel Andreyevich

Young Widow

1850 (?)

Федотов П. А.

Офицер и денщик

1850

Fedotov P.A.

Федотов П. А.

Портрет О.И. Демонкаль

1850-1852

Fedotov P.A.

Федотов П. А.

Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)

Около 1851

Fedotov P.A.

The Major Makes a Proposal (Inspecting a Bride in a Merchant’s House)

Circa 1851

Шебуев В. К.

Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами

1839

Vasily Shebuev

A Feat of the Merchany Igolkin from Novgogod in the Northern War against the Swedes

1839

Штейбен Карл Карлович

Петр Великий в детстве, спасенный матерью от ярости стрельцов

1830

Steuben Carl

Щедрин С. Ф.

Вид с Петровского острова в Петербурге

1816

Schedrin S.F.

A View from Petrovsky Island in St Petersburg

Щедрин С. Ф.

Новый Рим. Замок Святого Ангела

1823

Schedrin S.F.

New Rome. Castel Sant'Angelo

1823

Щедрин С. Ф.

Набережная Мерджеллина в Неаполе

1827

Schedrin S.F.

Mergellina Waterfront in Naples

1827

Щедрин С. Ф.

Терраса на берегу моря. Капуччини близ Сорренто

1827

Schedrin S.F.

Terrace on the Sea Shore. Capuccini near Sorrento

1827

Щедрин С. Ф.

Вид Амальфи близ Неаполя

Конец 1820-х (1829? 1830?)

Schedrin S.F.

A View of Amalfi near Naples

The end of the 1820s (1829?–1830?)

Щедрин С. Ф.

Вид Неаполя. Набережная Санта Лючия

1829

Schedrin S.F.

View of Naples. Santa Lucia Waterfront

1829

Щедрин С. Ф.

Вид Сорренто близ Неаполя ("с домом Торквато Тассо")

Конец 1820-х

Schedrin S.F.

A View of Sorrento near Naples with Tasso's House

1825

Щедрин С. Ф.

Неаполь в лунную ночь. Виа Партенопе и Кастелло дель Ово

1829

Schedrin S.F.

Naples on a Moonlit Night. Via Partenope and the Castel dell'Ovo

1829

главная

коллекции

медиатека

панорамы

main

collections

media library

panorams