Венецианов А. Г.

Крестьянка Тверской губернии


1840

Холст, масло. 67 x 50,5

Пост. в 1911 от Н.Д.Скородумовой (Санкт-Петербург)


Эта работа – одновременно портрет конкретного лица и изображение обобщенного крестьянского типа. Венецианов писал крестьян, которых хорошо знал, но предпочитал встречающиеся среди русского народа северных губерний «правильные, строгие лица», напоминающие античные. Сдержанность и вместе с тем яркость цветового решения: белая рубаха, темно-красные повойник – головной убор  замужних женщин, его носили в будни, тогда когда в праздники  надевали кокошники; сарафан и зеленая листва, – все это подчеркивает жизненную достоверность образа. Картина относится к позднему периоду творчества Венецианова. Отличие от более ранних изображений крестьянок в большей проработанности деталей, едва уловимой сюжетности происходящего (молодая женщина опирается на изгородь, ожидая какой-то встречи).



Венецианов Алексей Гаврилович
1780, Москва - 1847, село Поддубье Тверской губ.

Живописец, жанрист, портретист.

Академик Императорской Академии художеств (1811). Родился в Москве в купеческой семье. В 1802 переехал в Петербург. С 1807 по 1819 состоял на государственной службе - служил чиновником в Почтовом, а затем Лесном департаментах. Живописью стал заниматься поздно, самостоятельно. Брал уроки у В. Л. Боровиковского, копировал картины в Эрмитаже. Творческую деятельность начал как портретист. В 1807 предпринял издание сатирического журнала, который был запрещен правительством. В 1812-1813 участвовал в создании большой серии карикатур на события войны с Наполеоном. Сделал много рисунков на бытовые темы. С 1819 - в отставке, полностью посвятил себя живописи. Жил в своем имении Сафонково Тверской губернии. Создал школу, в которую принимал крепостных и детей из бедных семейств. Автор ряда записок об искусстве и о методах преподавания. С 1820-х тема труда и быта крестьян стала главной в его творчестве, он придал крестьянской тематике значение самостоятельного жанра живописи.

Venetsianov A. G.

A Peasant Woman from Tver Province


1840

Oil on canvas. 67 x 50,5


This picture is a portrait of a real individual and a depiction of a generalized image of a peasant at the same time. Venetsianov was acquainted with the models he painted but preferred “strictly symmetrical” faces of classic types that were not unusual among the residents of northern provinces. Moderateness and at the same time brightness of colours – a white shirt, a dark red povoinik (an everyday headdress of married women that was replaces by a kokoshnik on festive days), a bright sarafan, and green leaves – emphasize the accuracy of the image. The painting was created during the late period of Venetsianov’s creative work and differs from his earlier works by more elaborated details and a better developed scene (a young woman leans on a fence, probably waiting for someone).



Venetsianov Alexei Gavrilovich
1780, Moscow - 1847, Poddubie (Tver Province)

Founding father of Russian peasant genre painting. Painter, portraitist, etcher, lithographer. Son of a Moscow merchant, educated at private boarding school, worked as a draughtsman. Moved to St Petersburg (1802) and worked as a land surveyor for the crown properties and forestry departments. Studied painting independently, copied works in the Imperial Hermitage and drew pastel portraits. Academician (1811). Resigned from the civil service, moved to the country and painted genre scenes from life (early 1820s). Exhibited at the Imperial Academy of Arts and the Society for the Encouragement of Artists. Had many students, who formed the Venetsianov school in Russian art. Killed in a road accident at the Milyukov estate.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library