Авдулина Екатерина Сергеевна (1788–1832) — внучка получившего дворянство купца-миллионера Саввы Яковлева. С 1808 была замужем за генерал-майором лейб-гвардии Кавалергардского полка Алексеем Николаевичем Авдулиным (1776–1838), который состоял членом петербургского Английского клуба и Общества поощрения художников. В 1822–1823 Авдулины жили в Париже в Отеле Бурбон. В Петербурге Авдулины были известны своими балами, на которых бывал Пушкин, а также дружбой со знаменитой актрисой А. М. Каратыгиной. Младшие сестры Авдулиной были замужем: Анна — за А. Ф. Шишмаревым, Варвара — за К. И. Альбрехтом, Надежда — за М. В. Шишмаревым. Портреты их мужей писал Кипренский. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 115.
Авдулина Екатерина Сергеевна (1788–1832), урожденная Яковлева, дочь действительного статского советника и кавалера нескольких орденов, жена генерал-майора лейб-гвардии Кавалергардского полка, члена Общества поощрения художников А. Н. Авдулина. Богатая светская женщина, она давала в Санкт-Петербурге балы, на которых бывал и А. С. Пушкин.
Портрет завершил собою ряд произведений, исполненных Кипренским во время первой поездки за границу (1816–1823). Его смело можно отнести к числу наиболее блистательных изображений в русском искусстве первой половины XIX века.
Одухотворенный облик модели, болезненное с тонкими чертами лицо, увядающий хрупкий гиацинт на окне, изысканность всего художественного строя полотна заставляли современников сравнивать его с работами Леонардо да Винчи. Созданный в Париже, он действительно выдает влияние хранящейся в Лувре "Моны Лизы". Современники отмечали исключительное мастерство отделки деталей. "Портрет весьма окончен, руки написаны и нарисованы прекрасно, черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с чрезвычайным отчетом", — писал В. И. Григорович, секретарь Общества поощрения художников. Полный мечтательной грусти портрет типичен для периода расцвета творчества художника. Наряду со знаменитым прижизненным портретом А. С. Пушкина относится к шедеврам его искусства.
Живописец-портретист, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1812). Профессор (с 1831). Родился в усадьбе Нежинская Петербургской губернии. Сын дворового человека Адама Швальбе (по другой версии отцом художника был помещик А. С. Дьяконов) и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. С 1788 учился в Академии художеств у Г. И. Угрюмова и Г. -Ф. Дуайена (1788–1803). Работал как портретист в Москве, Твери и Петербурге, преподавал. В 1816–1823 совершенствовался в Италии и Франции. С 1828 до конца жизни жил и работал в различных городах Италии: в Риме, Неаполе, Флоренции, Милане. Крупнейший мастер романтического портрета, автор целой галереи графических и живописных портретов современников.
One of the finest works of Orest Kiprensky’s later period, Portrait of Ekaterina Avdulina was painted towards the end of the artist’s first trip to Western Europe (1816–23). Art historians still debate whether the picture was painted in Italy or Paris. When Portrait of Ekaterina Avdulina was exhibited in St Petersburg, contemporaries highly rated its «perfect lifelikeness», poetic romanticisation of image, delicately refined texture of painting and contrasting colour combinations.
Ekaterina Sergeyevna Avdulina (1788–1823): Granddaughter of the millionaire merchant Sergei Yakovlev and daughter of full state councillor Sergei Yakovlev. Wife of Major General Alexei Nikolaevich Avdulin (1776–1838). Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 115.
Portraitist, history painter, draughtsman.
Illegitimate son of a serf woman, Anna Gavrilova, who gave him the name Kipreisky, later changed to Kiprensky. Grew up in the family of his foster father Adam Schwalde. Emancipated from serfdom and enrolled in the Imperial Academy of Arts (1788). Studied history painting under Grigory Ugryumov and Gabriele-Francois Doyen. Fellow of the Imperial Academy of Arts (1803-09). Worked in St Petersburg, Moscow and Tver. Academician of portrait painting (1812), councillor of the Imperial Academy of Arts (1815). Contributed to the exhibitions of the Imperial Academy of Arts. Lived in Italy (1816-23, 1828-36). Contributed to the Paris Salon (1822). Donated Self-Portrait (1820) to the Galleria degli Uffizi in Florence (1825). Appointed second-class professor of history and portrait painting with automatic member¬ship of the nobility (1831). Councillor of the Accademia di Belle Arti in Naples (1831). Buried at Sant'' Andrea delle Fratte in Rome.