Брюллов (Брюлло) Карл Павлович

Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини


Год создания: Не позднее 1842

Размер: 249 x 176

Техника: Холст, масло


Самойлова Юлия Павловна, урожденная Пален (1803–1875) — графиня, последняя из рода Скавронских, дочь генерала от кавалерии графа П. П. Палена (1775–1834) от первого брака (с графиней М. П. Скавронской — старшей дочерью графини Е. В. Скавронской, племянницы Г. А. Потемкина). С 1825 — жена флигель-адъютанта графа Н. А. Самойлова, во втором браке — за итальянским певцом Пери, в третьем — за французским дипломатом графом де Морнэ. После последнего развода вернула себе фамилию первого мужа. Владела огромным состоянием. Графиня Самойлова принадлежала к богатому роду со славной историей, родственникам царской фамилии. Известно, что Николая I раздражало гордое и независимое поведение графини, фрейлины двора, и она уезжает в Италию. Там, в 1820-х годах произошло ее знакомство с Брюлловым. Отношения их были близкими, поговаривали даже о женитьбе. Собственных детей Самойлова не имела, но постоянно заботилась о двух приемных девочках. Маленькую дочь композитора Джованни Пачини, Амацилию, она удочерила, а ее сестру, Джованину, сделала своей воспитанницей.

Алый занавес и мощный ствол ионической колонны, разделяя пространство на первый и второй планы, образуют подобие сцены, где в полном великолепии раскрывается яркая и артистичная натура графини Юлии Самойловой, рядом с ней ее воспитанница – итальянская девочка Амацилия Пачини. На заднем плане можно разглядеть и средневекового шута, и Гермеса с кадуцеем, увитым змеями и бородатого вельможу в турецком одеянии. Графиня изображена удаляющейся с бала-маскарада. Известно, что Карл Брюллов намеревался создать аллегорический «маскарад жизни». Такая тема объясняет и фантастические костюмы и яркий, огненный колорит картины. Отношение художника к Самойловой граничило с благоговением: он неоднократно писал портреты графини, её черты можно узнать в облике героинь грандиозного полотна мастера — «Последний день Помпеи».

Портрет был написан, по всей видимости, в Петербурге в 1839–1840, когда Самойлова прибыла в Россию по семейным обстоятельствам. Картина не окончена.

Brullov (Bruleau) Karl Pavlovich

Portrait of Countess Yulia Samoilova Retiring from a Ball with her Foster Daughter Amazilia Pacini. Unfinished


Creation: Before 1843

Size: 249 x 176

Technique: Oil on canvas


Karl Brullov appears to have painted this portrait in St Petersburg in 1839–40, when Countess Yulia Samoilova came to Russia for family reasons.

Countess Yulia Pavlovna Samoilova (1803–1875): Last of the Skawronski family. Daughter of cavalry general Count von Palen (1775–1834) and Countess M. P. Skawronska (eldest daughter of Countess E. V. Skawronska and niece of Prince Grigory Potemkin). Married the aide-de-camp Count Nikolai Samoilov (1825), the Italian singer Peri and then the French diplomat Count de Morné. After divorcing the latter, she returned to the surname of her first husband. Karl Brullov made the acquaintance of Countess Yulia Samoilova in Italy in the 1820s. They became very close friends and at one point even talked of marrying. Countess Samoilova did not have any children of her own. She raised two Italian girls, Amazilia and Giovanina Pacini, daughters of the composer Giovanni Pacini.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library