Сюжетом для полотна послужило разрушение древнеримского города Помпеи при извержении вулкана Везувий в 79 году нашей эры. Источником для воплощения сюжета послужили письма древнеримского историка Плиния Младшего — очевидца катастрофы — Тациту и натурное изучение развалин Помпей, археологическое раскрытие которых началось в середине XVIII века и продолжается до сегодняшнего дня. Место действия картины Брюллова — Дорога Гробниц (Strada dei Sepolcri), помпеянский некрополь, километровая перспектива от Геркуланских ворот до виллы Диомеда в направлении виллы Мистерий. Раскопки здесь начались в 1763 году и продолжались до 1838.
Впервые картина была показана на выставке в галерее Брера в Милане (1833), в марте 1834 выставлялась в Лувре (в экспозиции ежегодного Салона), где Брюллов получил первую золотую медаль; в 1834 экспонировалась в Эрмитаже, с 1835 — на чрезвычайной выставке в Академии художеств. За эту картину художник получил бриллиантовый перстень, был удостоен ордена св. Анны 3-й степени и избран профессором 2-й степени Академии художеств. Среди персонажей, на ступенях храма, художник изобразил себя. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 136.
В поисках сюжета для крупного произведения художник руководствовался стремлением показать некое реальное событие прошлого на точной документальной основе. Во время пребывания в Италии художнику довелось побывать на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные при извержении Везувия 24 августа 79 года. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца, историка Плиния Младшего) и памятников древности.
Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. Это позволило, по словам Н. В. Гоголя, показать все "верховное, физическое и нравственное совершенство" человека. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. Избранная тема в высшей степени характерна для искусства романтической эпохи – она была использована и в музыке (опера Пачини), и в литературе (роман Бульвер-Литтона).
Официальный заказчик картины – промышленник, ученый и меценат А. Н. Демидов. Первоначально полотно с огромным успехом показывалось в Риме, Милане, Париже.
Летом 1834 года картина была отправлена из Франции в Санкт-Петербург, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).
Великая картина Великого Карла. Карл Брюллов. Онлайн-курс «Я и картина» (25:12) |
Творческая мастерская "Стихия огня. Граттаж". Онлайн-курс «Я и картина» (4:44) |
Живописец, акварелист, рисовальщик.
Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. Луки в Риме, профессор Флорентийской Академии художеств, почетный вольный общник Императорской Академии художеств. Первоначальные художественные навыки получил у отца — академика «орнаментной скульптуры» и живописца-декоратора П. И. Брюлло. Учился в Академии художеств у А. И. Иванова и А. Е. Егорова (1809–1822). В 1822–1835 — пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников. Работал в Риме, Милане, Неаполе. За картину «Последний день Помпеи» (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836).
По возвращении в Россию жил в Петербурге. В 1836–1849 преподавал в Академии художеств, профессор, вел класс исторической живописи. В 1842–1847 исполнял монументальные росписи для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. С 1849 жил за пределами России, с 1850 — в Италии. Крупнейший представитель академической исторической живописи, автор многочисленных портретов, в том числе ряда композиционных портретов-картин.
Сведения о реставрации
Реставрация с дублированием на новый холст (1995)
Солдатенков Е. С., Минин А. В., Корнякова И. Н.
Состояние сохранности до реставрации:
Холст «перегорел» от масла, прошедшего на тыльную сторону, стал хрупкий, деструктировался. Не обеспечивает прочность натяжения. На тыльной стороне дублированы два слоя реставрационных кромок, имеется более 50 старых пластырей, установленных в разное время на местах прорывов. Самый значительный – «Г»-образный) – длиной 75.6 см. На лицевой стороне – деформации основы вдоль краев. Многочисленные записи, изменившиеся в цвете и тоне. Красочная поверхность мутная из-за значительно разложившихся лаковых слоев.
Комплекс проведенных мероприятий:
Красочный слой и грунт были укреплены и отпрессованы два раза. На тыльной стороне были удалены два слоя старых кромок и пластыри, установленные на местах прорывов. По периметру, в места утрат основы были установлены вставки из холста, аналогичного авторскому. Тыльная сторона зачищена от загрязнений, проклеена и дублирована классическим способом (с рабочего подрамника) на новый холст. Тонировки, изменившиеся в цвете, были местами удалены, местами откорректированы. Лаковая поверхность регенерирована.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 106-107.
The subject of the canvas is the destruction of the ancient Roman town of Pompeii during an eruption of the volcano Vesuvius in the year 79 AD. Brullov’s historical sources were the letters written by the ancient Roman historian Pliny the Younger, a witness of the catastrophe, to Tacitus, and a study of the ruins of Pompeii, where archaeological excavations had begun in the middle of the eighteenth century. The scene of the action is the Strada dei Sepolcri (Road of Tombs), the Pompeii necropolis and a kilometre perspective from the Gates of Hercules to the Villa Diomedes in the direction of the Villa of Mysteries. The Last Day of Pompeii was exhibited at the Pinacoteca di Brera in Milan in 1833. It was then sent to the annual Paris Salon, which had opened in the Louvre in March 1834, winning Brullov a first gold medal. The painting was shown at the Imperial Hermitage in St Petersburg in 1834 and at a special exhibition organized by the Imperial Academy of Arts in 1835. Among the characters in the painting, Brullov depicts himself (the artist on the steps of the temple) and Countess Yulia Samoilova (the mother embracing her daughter). Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 136.
Painter, watercolourist, draughtsman, history painter, portraitist, genre painter, mural painter. Born into an artistic family. Studied under Anton Ivanov, Alexei Yegorov and Vasily Shebuyev at the Imperial Academy of Arts (1809-22), graduated with a first-class gold medal. Sent to Italy by the Society for the Encouragement of Arts (1822-35). Worked in Milan, Naples and Rome. Won fame in Europe as a portraitist and history painter for such works as The Last Day of Pompeii (1827-33, Russian Museum. St Petersburg)- Returned to Russia and lived in St Petersburg. Honorary freeman (1834), second-degree professor (1835) and first-degree professor (1846) of the Imperial Academy of Arts, where he taught history painting, enjoying the love and respect of his many students. Professor of the Accademia di Belle Arti in Florence. Contributed to exhibitions in Rome, Milan, Paris and St Petersburg. Went abroad on the advice of doctors (1849), settled in Italy (1850).