Демут-Малиновский Василий Иванович

Русский Сцевола


Год создания: 1813

Размер: 268 x 131 x 92

Техника: Бронза


 

Скульптор изобразил подвиг неизвестного крестьянина, по преданию попавшего в плен к французам во время войны 1812 года. Герой отличался богатырским телосложением и потому его решили взять на службу во французскую армию, а в знак того, что он принадлежит императору Наполеону, на руку поставили клеймо с инициалом «N». Крестьянин, не желая служить врагам Отечества, отсек себе руку топором. Такое мужество вызвало уважение даже у противника, и его отпустили на свободу. 
Поступок этого русского крестьянина скульптор сравнивает с подвигом древнеримского Гая Муция Сцеволы, который в 508 году до нашей эры пожертвовал своей рукой во имя спасения родины. В соответствии с нормами классицизма, автор облагораживает облик героя: черты лица его правильны, выражение спокойно, тело сложено гармонично. Лишь крестик на шее говорит о том, что перед нами не античный воин, а русский герой.
Демут-Малиновский Василий Иванович
1779, Санкт-Петербург - 1846, Санкт-Петербург
Array

Скульптор-монументалист.

Родился в семье вольного мастера резного дела, в 1785 был отдан в Воспитательное училище при Академии художеств. Большое влияние на будущего скульптора оказал его учитель М. И. Козловский. Первые самостоятельные произведения выполнил в ученические годы: статуя «Меркурий» (1799) для петергофского каскада и рельеф «Взятие фрегатов при Гангуте» (1800) для пьедестала памятника Петру I работы Б. -К. Растрелли. С 1803 в пенсионерской поездке в Италию, до 1806 совершенствовался под руководством А. Кановы. Первой большой работой, в которую скульптор включился по возвращении на родину, явилось убранство строящегося Казанского собора. За статую апостола Андрея Первозванного Советом Академии был произведен в адъюнкт-профессоры. В1809 совместно с С. С. Пименовым приступил к пластическому оформлению здания Горного института. Идейным центром архитектурно-пластической композиции являются двухфигурные группы, располагающиеся на фоне мощной колоннады портика. Группу «Геракл и Антей» выполнил Пименов, «Похищение Прозерпины Плутоном» — Демут-Малиновский (1809—1811). Ему принадлежат также фигуры коней и воина, держащего узду в скульптурном убранстве Нарвских триумфальных ворот В. П. Стасова (1827—1832). Мастер станковой скульптуры («Русский Сцевола», 1813, ГРМ), он был также автором мемориальных памятников (надгробия А.Н. Воронихина, после 1814; П. П. Чекалевского, 1817 (?); М. Б. Барклая-де-Толли, 1823; В. Д. Новосильцева, 1820-е, и др.) и портретов (бюсты А. В. Суворова, 1814; М. И. Кутузова, 1817 (?), не сохранился; М. В. Ломоносова, 1821). Последними работами скульптора стали памятники фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) и Ивану Сусанину в Костроме (1836, оба установлены после 1846).

Demut-Malinovsky Vasily

Russian Scaevola


Creation: 1813

Size: 268 x 131 x 92

Technique: Bronze


The sculptor portrayed the feat of an unknown peasant, who, according to a legend, was captured by the French during the war of 1812. The hero was particularly athletic and therefore he was taken to serve in the French army, and as a sign that he belonged to the Emperor Napoleon, he was branded with the initial "N". The peasant didn’t want to serve the enemies of his Fatherland, so he cut off his hand with an ax. Such courage caused respect from the enemy, and he was released.

The sculptor compares the act of this Russian peasant with the feat of the ancient Roman Gaius Mucius Scaevola, who in 508 BC sacrifices his hand in the name of saving the homeland. In accordance with the norms of classicism, the author ennobles the face of the hero: he has clayey features, his expression is calm, the body is composed harmoniously. Only a cross on his neck indicates that he is not an ancient warrior, but a Russian hero.

Demut-Malinovsky Vasily
1779, St Petersburg — 1846, St Petersburg
Array

Sculptor. Studied at the Imperial Academy of Arts (1785–1800). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Rome (1803–1806). Taught at the Imperial Academy of Arts (from 1808). Professor (from 1813), chancellor of the sculpture department (from 1836). Oversaw the sculpture of palaces and parks in St Petersburg. Author of many ornamental and monumental works decorating St Petersburg’s buildings, indoor and memorial sculptures as well.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library