Федотов П. А.

Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)


Около 1851

Холст, масло. 56 x 76

Пост. в 1897 из Царскосельского Александровского дворца; ранее (до 1870 в собр. В.А.Кокорева (Москва)


В «Описании картин и эскизов Павла Федотова» автор пишет: «"Женитьба майора". Оконченная картина. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления? А он показывает на входящую сваху. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Кошка замывает гостей». В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 164.

«Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. 

Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Он изображен на втором плане, как фигура, нужная только для объяснения причины переполоха в купеческом доме. Остальные персонажи картины разбиты на группы, каждая из которых развивает свою сюжетно-образную линию в пределах темы картины. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. Повинуясь воле художника, зритель переходит от персонажа к персонажу, все они оказываются связанными между собой жестом или позой. Таким образом создается своего рода "композиция движения". Сам метод группировки действующих лиц является новым для русской жанровой живописи приемом. Художник так располагает комнату и действующих лиц, что у зрителя создается невольное ощущение, будто он заглянул в окно и увидел переполох, царящий в купеческом доме. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Федотов переработал повторение своей картины. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Как пояснение к "Сватовству майора" Федотовым написано стихотворное произведение — знаменитая "Рацея". Картина говорит:

«О том, как люди на свете живут,
 Как иные на чужой счет живут,
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся».



Федотов Павел Андреевич
1815, Москва – 1852, Петербург

Живописец, рисовальщик, жанрист-портретист. Академик Императорской Академии художеств (с 1848).

Родился в Москве. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. С 1835 посещал с перерывами вечерние классы Академии художеств.В 1843 вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству, чему во многом способствовал И.А. Крылов. В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И. Зауервейда, пользовался советами К. П. Брюллова. Вместе с гравером Е. Е. Бернардским работал над сюитой "Нравственно-критические сцены из обыденной жизни" (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве.

Fedotov P.A.

The Major Makes a Proposal (Inspecting a Bride in a Merchant’s House)


Circa 1851

Oil on canvas. 56 x 76


The subject of this painting is linked to a poem written by the artist entitled Correcting Circumstances, or The Major’s Marriage (Foreword to a Picture). The work is mentioned in A Description of the Paintings and Studies of Pavel Fedotov: «The Major’s Marriage. Unfinished picture. A matchmaker brings a major to a merchant’s house. The head of the household hastily button himself up. The confused daughter attempts to flee, but her mother holds her back by her dress. Both are dressed up to receive the suitor.

There are various things to eat on the table. The cook brings in a pie, while the caretaker carries in the wine. An old woman comes in from another room to ask what the preparations are for. The caretaker points to the entering matchmaker.» The Russian Museum owns a repeat version of the original painting (1848, Tret. Gal.), for which Pavel Fedotov was elected to the Imperial Academy of Arts. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 175.



Fedotov Pavel Andreyevich
1815, Moscow - 1852, St Petersburg

Painter, draughtsman, poet, genre artist, portraitist, battle painter. Born in the family of a minor civil servant. Studied at the First Moscow Military Academy (1826-33) and served as an officer in the Finland Life Guards Regiment in St Petersburg (1826-33). Attended drawing classes at the Imperial Academy of Arts (1834-44) and studied battle painting under Alexander Sauerweid. Resigned from the army in order to devote himself to painting (1840). Enrolled at the Imperial Academy of Arts (1844). Took up oil painting (1846). Academician for The Major Makes a Proposal (1848).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library