Венецианов А. Г.

Спящий пастушок


Между 1823 и 1826

Дерево, масло. 27,5 x 36,5

Пост. в 1897 из ИЭ


Пейзажный фон представляет вид на реку Ворожбу из окон дома Венецианова в селе Сафонкове. Картина впервые была выставлена в 1826-1827 в Обществе поощрения художников. Произведение обладает свойственной национальной школе сердечностью трактовки портрета крестьянского мальчика, далекой от этнографической документальности, очень конкретной и, вместе, поэтически приподнятой. Прием "отрыва" переднего плана от пейзажного фона позволяет почувствовать безграничную широту и глубину ландшафта. Тонкие свето-цветовые переходы создают почти осязаемое ощущение как бы замедленного летним зноем, но непресекаемого и бесконечно многообразного течения жизни. Наполненная тишиной и покоем, картина вводит нас в замкнутый повседневный деревенский мир с его узкими тропинками, по которым ходят односельчане, соседи, и где появление чужого человека представляется событием.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 163.

Венецианов Алексей Гаврилович
1780, Москва - 1847, село Поддубье Тверской губ.

Живописец, жанрист, портретист.

Академик Императорской Академии художеств (1811). Родился в Москве в купеческой семье. В 1802 переехал в Петербург. С 1807 по 1819 состоял на государственной службе - служил чиновником в Почтовом, а затем Лесном департаментах. Живописью стал заниматься поздно, самостоятельно. Брал уроки у В. Л. Боровиковского, копировал картины в Эрмитаже. Творческую деятельность начал как портретист. В 1807 предпринял издание сатирического журнала, который был запрещен правительством. В 1812-1813 участвовал в создании большой серии карикатур на события войны с Наполеоном. Сделал много рисунков на бытовые темы. С 1819 - в отставке, полностью посвятил себя живописи. Жил в своем имении Сафонково Тверской губернии. Создал школу, в которую принимал крепостных и детей из бедных семейств. Автор ряда записок об искусстве и о методах преподавания. С 1820-х тема труда и быта крестьян стала главной в его творчестве, он придал крестьянской тематике значение самостоятельного жанра живописи.

Venetsianov A. G.

Sleeping Shepherd Boy


Between 1823 and 1826

Oil on wood. 27,5 x 36,5


The landscape background to this picture is a view onto the River Vorozhba from the windows of Alexei Venetsianov’s house in Safonkovo in Tver Province. The painting was first exhibited at the Society for the Encouragement of Artists in 1826. The heartfelt interpretation of this portrait of a peasant boy is typical of the Russian school of painting. Rejecting any attempts at ethnographic accuracy, it is both concrete and poetically uplifting. The device of tearing the foreground away from the background conjures up the sensation of the endless breadth and depth of the landscape. The subtle transitions of light and colour create an almost tangible feeling of the passage of life — slow in the summer heat, yet inexorable and endlessly diverse. Full of calm and tranquillity, Venetsianov’s painting introduces us to the private world of the Russian village, where the appearance of a stranger is an important event.

Venetsianov Alexei Gavrilovich
1780, Moscow - 1847, Poddubie (Tver Province)

Founding father of Russian peasant genre painting. Painter, portraitist, etcher, lithographer. Son of a Moscow merchant, educated at private boarding school, worked as a draughtsman. Moved to St Petersburg (1802) and worked as a land surveyor for the crown properties and forestry departments. Studied painting independently, copied works in the Imperial Hermitage and drew pastel portraits. Academician (1811). Resigned from the civil service, moved to the country and painted genre scenes from life (early 1820s). Exhibited at the Imperial Academy of Arts and the Society for the Encouragement of Artists. Had many students, who formed the Venetsianov school in Russian art. Killed in a road accident at the Milyukov estate.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library