Картина принадлежит к числу самых выдающихся произведений русской живописи. Она начинала собой новую эпоху в истории отечественного искусства. Художник поставил своей целью создать монументальное полотно, посвященное жизни народа и не только раскрывающее тяжесть его доли, но и воспевающее его духовную силу. В 1868 году, катаясь по Неве в Петербурге, Репин впервые увидел бурлаков и был поражен зрелищем оборванных, впряженных в лямку людей, особенно по контрасту с гуляющей публикой. После двух поездок на Волгу, близко познакомившись с бурлаками, он обратился к утверждению нового героя, которого не знала русская живопись. На фоне широкого волжского пейзажа в жаркий летний день движется многоликая бурлацкая ватага. Каждый из героев картины был для Репина живым лицом со своей судьбой, характером, внутренним миром. Не раз виденную в натуре сцену Репин поднял до широкого обобщения, сохранив при этом свежесть непосредственного жизненного впечатления, наполнив картину широким дыханием волжских просторов. С картины «Бурлаки на Волге», высоко оцененной на Всемирной выставке в Вене (1873), началась европейская известность Репина. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 197.
Тяжеловесным скульптурным фризом выглядит группа людей в жаркий летний день на фоне широкого волжского пейзажа, высветленного песка, воды и неба. Группа представляет единое целое и в то же время состоит из трех отдельных частей. В авангарде — ведущий бурлак, поп-расстрига Канин, голова которого напоминает лицо древнегреческого философа. «Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. А лоб — большой, умный, интеллигентный лоб — это не простак…», — делился своими впечатлениями Репин.
Индивидуальными чертами наделены фигуры, окружающие Канина: нижегородский боец с опущенной мощной рукой, Илька-моряк, смотрящий исподлобья на зрителя, высокий худой человек с трубкой. Композиционный центр идущих в связке бурлаков — мальчик в красной рубахе по имени Ларька, поправляющий сползающую с худых плеч лямку. Предельное напряжение его сил подчеркивается образами идущих рядом бурлаков, один из которых, прислонившись к соседу, не спеша набивает трубку табаком, а второй вытирает пот с изможденного и болезненного лица. В замыкающей группе выделяется профиль бородатого мужика в шапке, который дополняет общий ритмический рисунок медленно идущей толпы.
В целом, рождается суровый групповой портрет одиннадцати бурлаков, созданный по правилам «высокого жанра». Такое решение бурлацкой темы стало неожиданным для представителей определенных официальных кругов.
Репин закончил картину в марте 1873 года. Она была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в этом же месяце на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки на Всемирную выставку. На Всемирной выставке в Вене (1873) картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который повесил ее в своем дворце в Петербурге.
Живописец, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.). С 1900 жил в имении «Пенаты» (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 — ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества «Мир искусства». С 1918 — в вынужденной эмиграции в Финляндии. Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.
Сведения о реставрации
Бриндаров А. Б. (1968)
Состояние сохранности до реставрации:
В 1968 году реставрационной комиссией Русского музея было приято решение о проведении фундаментальной реставрации произведения. Еще в 1957 году Комиссия по рассмотрению вопроса о возможности транспортировки картины в Москву, в которую входили ведущие специалисты Русского музея оценивали состояние картины как тяжелое: «многочисленные, почти по всей картине, глубокие трещины резко ухудшились в сравнении с ее состоянием в 1918 году».[1] Всю поверхность картины покрывал крупносетчатый жесткий кракелюр красочного слоя и грунта с приподнятыми краям (сетка кракелюра отражалась на тыльной стороне основы), холст стал ветхим, от чего ослабло общее натяжение, нагрузка от жесткого грунтового кракелюра могла привести к утратам красочного слоя и грунта; лаковое покрытие сильно потемнело и пожелтело, что искажало цветовой колорит авторской живописи, затрудняло целостное восприятие картины.
Комплекс проведенных мероприятий:
Начали реставрацию с укрепления красочного слоя и грунта по всей поверхности, сняв холст с подрамника, с последовательной отпрессовкой каждого проклеенного участка. В общей сложности укрепление проводилось три раза с лицевой стороны и четыре раза с тыльной стороны. После каждого укрепления тыльной стороны, в местах вертикальных изломов грунта в нижней части картины накладывалась латунная сетка, близкая по плетению к фактуре холста. Покрытые сеткой участки проглаживались теплым утюгом, сетка равномерно распределяла нагрев по холсту и способствовала устранению деформаций. Ранее подобный способ не применялся в реставрации. После устранения деформаций и изломов, картина была дублирована на новый холст и натянута на подрамник. Следующим этапом стало утоньшение коричнево-золотистой пленки лаковых слоев, искажавших авторскую цветовую палитру. Пробные расчистки показали, что картина покрыта лаками на основе мягких смол. Это позволило провести работы по их удалению и выравниванию по отработанной методике с помощью эмульсии классического состава. Уровень оставшейся на поверхности тонкой пленки нижнего лака в процессе работы контролировался в УФ- лучах. Оставлен тончайший прозрачный слой лака, чтобы не задеть верхний слой живописи и авторские лессировки. Далее картина покрыта защитным слоем реставрационного лака. Живопись приобрела свежесть и первоначальную красоту.
[1] ОР и ВА ГРМ. Фонд № ГРМ (I).Опись О.Рест. Ед.хр. №103
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 124-125.
In 1868, when sailing on the River Neva in St Petersburg, Ilya Repin caught his first glimpse of men hauling barges. He was stunned at the sight of these unfortunate people in harness, in contrast to the elegant public promenading on the embankments. After two trips to the Volga and a direct acquaintance with many barge haulers, he painted this monumental canvas. One of the leading works of Russian painting, Barge Haulers on the Volga ushered in a whole new era in the history of genre painting. Repin elevates a scene often witnessed in real life into a wide generalisation, retaining the freshness of a spontaneous impression of life and a sense of the Volga expanses and sunlight. A gang of barge haulers moves slowly along the sandy bank of the great river.
Although they have trodden hundreds of miles, there is still no end to their distant path. While sympathizing with his heroes, Repin also expresses his admiration for their spiritual power and fortitude. The master’s vivid and memorable images were based on portraits of real haulers painted on the Volga.
Barge Haulers on the Volga won continental fame when it was shown at the World Exhibition in Vienna in 1873, while the Imperial Academy of Arts awarded Repin the Vigée-Lebrun Medal for expression. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 197.
Painter, draughtsman, watercolour painter, portraitist, history painter. Studied under local artists at the School of Military Topography in Chuguyev (1854-57), under Ivan Kramskoi at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863) and at the Imperial Academy of Arts (1864-71). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Italy and France, lived mostly in Paris (1873-76). Academician (1876). Professor, full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1878, exhibited from 1874). Headed a studio at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894-1907) and taught at Princess Maria Tenisheva''s school of art (1895-98). Lived in St Petersburg and Moscow, settled in Kuokkala (1900).