Мотив дороги или тропинки в лесу неоднократно привлекал И. И. Шишкина. Как и в большинстве других пейзажей художника, лес не подавляет человека — он по-своему суров, величествен, но доступен. Солнечный свет, озаряющий дорожку и фигуры людей, привносит мажорную ноту. В картине ощущается свойственная мастеру основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, в умении художника дать возможность зрителю легко обозреть пейзаж в целом и в то же время познакомиться с многочисленными деталями. Художник добивается строгой завершенности пейзажного образа. В картине есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. Две прямоствольные сосны на переднем плане уравновешивают правую и левую часть пейзажа и придают произведению конструктивную крепость и устойчивость. Естественна и гармонична цветовая гамма произведения.
Живописец-пейзажист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1865). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Н. Мокрицкого (1852-1856), в Академии художеств у С. М. Воробьева (1856-1860). Совершенствовался в Германии, Франции (1862-1865), посетил Чехию, в Цюрихе работал в мастерской Р. Коллера, где освоил технику офорта. Профессор Академии (с 1873). Член Общества аквафортистов. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Творческий метод основан на углубленном изучении натуры. Создал монументальные величественные образы русской природы.
Живописные произведения «патриарха лесов» занимают неизменно почетное место в залах Русского музея (см. виртуальный тур - зал 27 Михайловского дворца), а коллекция его работ постоянно пополняется и сейчас насчитывает несколько десятков превосходных полотен.
Графическое наследие выдающегося мастера исключительно богато. Значительная часть этого грандиозного наследия – более полутора тысяч листов – находится ныне в собрании Русского музея. Музейная коллекция формировалась постепенно – в течение восьмидесяти шести лет. Начало было положено в 1898 году, когда княгиня М. К. Тенишева передала в дар вновь открытому музею в числе других работ два рисунка Шишкина – „Бурелом“ (1867) и „У истока ручья“ (1883). В 1905—1906 годах множество прекрасных рисунков было приобретено у свояченицы и хранительницы работ художника Виктории Антоновны Лагоды. В 1918 году важным поступлением стали преимущественно станковые рисунки из коллекции Е. Е. Рейтерна, а еще десять лет спустя – из собрания С. С. Боткина. В конце 1920-х годов несколько ценных листов были переданы из библиотеки Академии художеств, где они долгие годы служили „оригиналами“ для учеников. Из той же академической библиотеки поступил интереснейший альбом под названием „Зимние эффекты“, содержащий пятьдесят пять набросков и эскизов художника. Поступили рисунки и из ликвидированного в 1931 году музея Общества поощрения художеств, и в 1935 году – из историко-бытового отдела. Наконец (не считая единичных приобретений у частных лиц), в 1963 году Музей приобрел несколько сот рисунков преимущественно рабочего характера и пять дорожных альбомов у Т. Л. Ринкевич. Так сложилась эта уникальная коллекция, которая позволяет всесторонне представить все периоды творчества мастера в его наиболее характерных проявлениях в рисунке. Ирина Шувалова. «Музыка карандаша» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 21.
lvan Shishkin often employed the motif of a road or path in a forest. As in so many other of his landscapes, the woods do not stifle or suppress man. While austere and majestic, they are not inaccessible. The sunlight falling on the path and the figures of the people introduces an upbeat note. Shishkin paints a work that can be viewed both as a whole and in its numerous details. The two pine trunks in the foreground balance the right and left sections of the landscape. The clear contours and balanced masses contribute to the sense of stability. The colour scheme is natural and harmonious.
Painter, draughtsman, engraver, landscapist. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1852-1855) and the Imperial Academy of Arts (1856-1860). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Germany and Switzerland (1862-1865). Worked in the studio of Rudolf Roller in Zurich (1863), painted studies in the Teutoburg Forest (1864). Lived in Dusseldorf (1864-1865). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1870-1898). Professor (1873). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Head the landscape studio at the Imperial Academy of Arts (1894-1895, 1897). Contributed to the World Exhibitions in Paris (1867, 1878), London (1872) and Vienna (1873). Lived in St Petersburg.