Во второй половине 1880-х годов Шишкина с новой силой захватила тема мощи природы. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. Художник в ту пору создает целую серию прекрасных произведений, навеянных природой Сестрорецка с его огромными дубами. В картине «Дубы» (1887) узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полумрак, легкие прозрачные тени скользят по деревьям, ложатся на освещенную поляну. Этот и другие пейзажи свидетельствуют об успехах Шишкина в пленэре. Ирина Шувалова. «Что может быть лучше природы!» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 16.
К лучшим образцам русского реалистического пейзажа второй половины XIX века относится произведение «Дубы» (1887). Идея написания этой картины появилась у Шишкина в парке «Дубки», который находился на побережье Финского залива в 30 верстах от Петербурга. Пожелание организовать там мастерскую для летних занятий пейзажистов впервые прозвучало в одном из писем Шишкина еще в 1860-х годах: «Когда приеду в Питер, буду стараться о том, нельзя ли будет каким-то ни было способом выстроить в Дубках мастерскую, чтобы писать животных... А ведь место-то Дубки какое великолепное». В 1880-е годы художник регулярно посещал этот столичный пригород. Мастер с увлечением зарисовывал сложные светотени и необычные ракурсы могучих стволов деревьев, а затем переносил свои натурные впечатления на большие холсты. Сергей Кривонденченков. Собрание живописи Шишкина в Русском музее // Иван Иванович Шишкин. 1832–1898. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб, 2020. С. 8.
Произведение Шишкина «Дубы» в полной мере показывает достижения русского реалистического пейзажа второй половины XIX века. Совершенство рисунка в передаче своеобразных природных форм и достоверность запечатленной глубины пространства являются результатом серьезного изучения натуры. Над этой картиной художник работал в старом парке «Дубки», в 30 верстах от Петербурга на побережье Финского залива. В 1880-х годах художник регулярно посещал эти места, с увлечением изображая выразительные могучие деревья. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 215.
Живописец-пейзажист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1865). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Н. Мокрицкого (1852-1856), в Академии художеств у С. М. Воробьева (1856-1860). Совершенствовался в Германии, Франции (1862-1865), посетил Чехию, в Цюрихе работал в мастерской Р. Коллера, где освоил технику офорта. Профессор Академии (с 1873). Член Общества аквафортистов. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Творческий метод основан на углубленном изучении натуры. Создал монументальные величественные образы русской природы.
Живописные произведения «патриарха лесов» занимают неизменно почетное место в залах Русского музея (см. виртуальный тур - зал 27 Михайловского дворца), а коллекция его работ постоянно пополняется и сейчас насчитывает несколько десятков превосходных полотен.
Графическое наследие выдающегося мастера исключительно богато. Значительная часть этого грандиозного наследия – более полутора тысяч листов – находится ныне в собрании Русского музея. Музейная коллекция формировалась постепенно – в течение восьмидесяти шести лет. Начало было положено в 1898 году, когда княгиня М. К. Тенишева передала в дар вновь открытому музею в числе других работ два рисунка Шишкина – „Бурелом“ (1867) и „У истока ручья“ (1883). В 1905—1906 годах множество прекрасных рисунков было приобретено у свояченицы и хранительницы работ художника Виктории Антоновны Лагоды. В 1918 году важным поступлением стали преимущественно станковые рисунки из коллекции Е. Е. Рейтерна, а еще десять лет спустя – из собрания С. С. Боткина. В конце 1920-х годов несколько ценных листов были переданы из библиотеки Академии художеств, где они долгие годы служили „оригиналами“ для учеников. Из той же академической библиотеки поступил интереснейший альбом под названием „Зимние эффекты“, содержащий пятьдесят пять набросков и эскизов художника. Поступили рисунки и из ликвидированного в 1931 году музея Общества поощрения художеств, и в 1935 году – из историко-бытового отдела. Наконец (не считая единичных приобретений у частных лиц), в 1963 году Музей приобрел несколько сот рисунков преимущественно рабочего характера и пять дорожных альбомов у Т. Л. Ринкевич. Так сложилась эта уникальная коллекция, которая позволяет всесторонне представить все периоды творчества мастера в его наиболее характерных проявлениях в рисунке. Ирина Шувалова. «Музыка карандаша» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 21.
This work is an excellent example of Russian Realist landscape painting in the second half of the nineteenth century. Ivan Shishkin painted the picture in Dubki Park, on the shore of the Gulf of Finland, twenty miles from St Petersburg. He first came here in the 1860s, when he planned to open a studio where landscapists could work in the summer. The artist was a regular visitor to the park in the 1880s, when he painted this particular canvas. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 215.
Painter, draughtsman, engraver, landscapist. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1852-1855) and the Imperial Academy of Arts (1856-1860). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Germany and Switzerland (1862-1865). Worked in the studio of Rudolf Roller in Zurich (1863), painted studies in the Teutoburg Forest (1864). Lived in Dusseldorf (1864-1865). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1870-1898). Professor (1873). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Head the landscape studio at the Imperial Academy of Arts (1894-1895, 1897). Contributed to the World Exhibitions in Paris (1867, 1878), London (1872) and Vienna (1873). Lived in St Petersburg.