Контраст света и тени был одним из главных изобразительных приемов Архипа Куинджи — самого популярного мастера эффектного пейзажа в русской живописи последней четверти XIX — начала XX века. Сравнивая его произведения «После дождя» (Ж-1520) или «Радуга» (Ж-1530) с аналогичными работами современников, нетрудно заметить необычайную выразительность пейзажных образов, построенных на контрастном сочетании больших светоносных и цветовых плоскостей. Четкая выверенная линия придавала монументальные черты большим живописным формам в крупноформатных полотнах «Облака» (ЖБ-774), «Крым» (ЖБ-775), «Ночное» (Ж-4196) и других. Однако, как справедливо отмечал Илья Репин, для Куинджи «свет — очарование, и сила света, его иллюзия были его целью». Это подтвердил феноменальный успех картины «Лунная ночь на Днепре» (Ж-4191), которой был посвящен столичный вернисаж 1880 года. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 10.
Куинджи всегда стремился к созданию картин с повышенной выразительностью — как по замыслу, так и по его живописной трактовке, к красочности пейзажного мотива. Фиксируя внимание на главном — радуге, художник не особо акцентирует детали и частности, обозначая широкими цветовыми пятнами основные композиционные массы. Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 96.
Нельзя не согласиться с мнением, что звучная красочная „Радуга“, в которой мастер разрабатывает тему картины „После дождя“ (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва), относимая к 1900—1905 годам, могла быть начата гораздо раньше, но, несомненно, дорабатывалась в начале ХХ века. Об этом, например, свидетельствует характерное для поздних работ Куинджи плотное объемное облако, которое своей закругленной формой вторит своеобразному овалу, образуемому грозовыми тучами. „Радуга“ стала одной из первых картин художника, украсивших экспозицию Русского музея в 1914 году.
Выбрав весьма несложный, даже нарочито упрощенный мотив, Куинджи показывает природу, как и в „Березовой роще“ (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск), в своего роде очищенном, идеальном виде. Этому способствуют и подчеркнутая декоративность колорита, построенного на широких цветовых пятнах, и пространственное развитие композиции с высоким небом и извивающейся дорогой, создающее ощущение торжественного простора. Одно из чудесных явлений природы – сияющая многоцветьем радуга, раскинувшаяся над омытой дождем ослепительно зеленой равниной, – словно символ космического всеединства большого, яркого и чистого мира природы, иллюзорно-реального и вместе с тем романтически возвышенного. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.22.
Живописец пейзажист, педагог.
В 1895 устроил на своих крымских землях своеобразную «академическую дачу» для учеников. Постоянно работал вместе с учениками на пленэре. 1909 г. – инициатор создания Общества художников (впоследствии Общество им. А. И. Куинджи), оказывавшего поддержку художникам. Обществу завещаны: весь капитал, земли в Крыму и все имевшиеся произведения. 1910 г – орден Святого Станислава I степени. Совершил свою последнюю поездку в Крым.
Пейзажист лирико-романтического направления. Для искусства Куинджи характерны поиски новых средств выразительности живописи, прежде всего — новых возможностей передачи света, солнечного и лунного.
В настоящее время в Русском музее находится 202 живописные и 264 графические работы Куинджи. Среди них, наряду с поступившими в 1914 году пейзажами, такие капитальные полотна, как „Дубы“ (1900—1905), „Ночное“ (1905—1908), „Облака“ (1900—1905), „Крым“ (1900—1905). Все они, вместе с переданной из Мраморного дворца в 1928 году самой прославленной картиной „Лунная ночь на Днепре“, дают редкую возможность познакомиться с искусством выдающегося пейзажиста во всей недоступной другим собраниям полноте, проследить 40-летний творческий путь мастера и в полной мере почувствовать яркое своеобразие и новаторскую сущность его творчества.
Не получив систематического профессионального образования, Куинджи силой своего необыкновенного дарования открыл невиданные еще до него художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения, сосредоточивая в них поэтический смысл образов природы, но оставаясь при всей их фантастической декоративности подлинным реалистом.
Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.7-8.
Контраст света и тени был одним из главных изобразительных приемов Архипа Куинджи — самого популярного мастера эффектного пейзажа в русской живописи последней четверти XIX — начала XX века. Сравнивая его произведения «После дождя» (Ж-1520) или «Радуга» (Ж-1530) с аналогичными работами современников, нетрудно заметить необычайную выразительность пейзажных образов, построенных на контрастном сочетании больших светоносных и цветовых плоскостей. Четкая выверенная линия придавала монументальные черты большим живописным формам в крупноформатных полотнах «Облака» (ЖБ-774), «Крым» (ЖБ-775), «Ночное» (Ж-4196) и других. Однако, как справедливо отмечал Илья Репин, для Куинджи «свет — очарование, и сила света, его иллюзия были его целью». Это подтвердил феноменальный успех картины «Лунная ночь на Днепре» (Ж-4191), которой был посвящен столичный вернисаж 1880 года. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 10.
Куинджи всегда стремился к созданию картин с повышенной выразительностью — как по замыслу, так и по его живописной трактовке, к красочности пейзажного мотива. Фиксируя внимание на главном — радуге, художник не особо акцентирует детали и частности, обозначая широкими цветовыми пятнами основные композиционные массы. Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 96.
Нельзя не согласиться с мнением, что звучная красочная „Радуга“, в которой мастер разрабатывает тему картины „После дождя“ (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва), относимая к 1900—1905 годам, могла быть начата гораздо раньше, но, несомненно, дорабатывалась в начале ХХ века. Об этом, например, свидетельствует характерное для поздних работ Куинджи плотное объемное облако, которое своей закругленной формой вторит своеобразному овалу, образуемому грозовыми тучами. „Радуга“ стала одной из первых картин художника, украсивших экспозицию Русского музея в 1914 году.
Выбрав весьма несложный, даже нарочито упрощенный мотив, Куинджи показывает природу, как и в „Березовой роще“ (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск), в своего роде очищенном, идеальном виде. Этому способствуют и подчеркнутая декоративность колорита, построенного на широких цветовых пятнах, и пространственное развитие композиции с высоким небом и извивающейся дорогой, создающее ощущение торжественного простора. Одно из чудесных явлений природы – сияющая многоцветьем радуга, раскинувшаяся над омытой дождем ослепительно зеленой равниной, – словно символ космического всеединства большого, яркого и чистого мира природы, иллюзорно-реального и вместе с тем романтически возвышенного. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.22.
Painter, landscapist. Studied at Hovhannes Aivazovsky's studio in Theodosia (1855). Worked as a retoucher in Mariupole, Odessa and St Petersburg (late 1850s-1860s). First-class artist (1878). Travelled across Russia and the Ukraine, Caucasus and Crimea. Visited France, Germany, Great Britain, Switzerland and Austria (1874-1875). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1875-1880). Professor (1892). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Headed the landscape painting studio at the Imperial Academy of Arts (1894-1897).